Гимнастика общеразвивающие виды

Общеразвивающие виды гимнастики. Основная гимнастика является важнейшим средством массового физического воспитания. В ней используются бег, прыжки, лазанье, метание и другие, упражнения с предметами (мячи, скакалки, гимнастические палки и др.), упражнения «с сопротивлением», на гибкость (растягивание), расслабление и др., некоторые упражнения на гимнастических снарядах.

Гимнастика для детей раннего и дошколь­ного возраста способствует их физическому и психическому развитию, поэтому ее включают в общий режим дня ребенка. Эти занятия, помимо оздоровления, содействуют развитию основных двигательных навыков у детей: у грудного ребенка — ползания, умения самосто­ятельно садиться и вставать на ноги, подготав­ливают его к самостоятельной ходьбе; у детей старше 1 года — ходьбы, лазанья, бега, прыж­ков, лучшей координации движений и правиль­ной осанки. Систематические занятия детей гимнастикой способствуют не только становле­нию двигательной функции, но и тесно с ней связанному развитию центральной нервной системы, совершенствованию функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улуч­шению обмена веществ.

В комплексы занятий с детьми преддошкольного и дошкольного возраста входят обще­развивающие упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, живота, спины, ног; упражнения на развитие и совершенствование основных двигательных навыков — ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и ловля предметов, упражнения на равновесие. Ребенку, который ранее не занимался гимнастикой, не следует предлагать выполнить сразу весь комплекс.

Сначала он может делать лишь несколько упражнений, а через 7—8 дней уже весь ком­плекс. В раннем и младшем дошкольном воз­расте занятия должны носить игровой и имита­ционный (подражательный) характер. С 2-летнего возраста с детьми следует проводить ежед­невную утреннюю гимнастику, включая в нее 3—4 упражнения по формированию и закрепле­нию навыка держать правильную осанку. Зани­маться дети должны в легкой свободной оде­жде.

Для детей школьного возраста содержание занятий гимнастикой определяется особенно­стями их развития. Так, в 7—9 лет, когда костно-мышечная система еще функционально незрелая и координация движений неустойчивая, рекомендуются упражнения в построениях и перестроениях, с малыми и большими мяча­ми, упражнения для формирования правильной осанки, с элементами акробатических и танце­вальных движений, лазанье, упражнения на равновесие, ходьба, бег, прыжки. Рекоменду­ются разнообразие движений и поз, частая смена упражнений и исходных положений, пре­имущественное применение игрового метода. Следует избегать упражнений с задержкой дыхания и натуживанием.

В возрасте 10—14 лет организм усиленно растет, начинается половое созревание; в этот период двигательные навыки развиваются неравномерно, у подростков иногда ухудшается координация движений. При правильной мето­дике занятий гимнастикой эти нарушения могут быть устранены. Упражнения для учащихся этого возраста отличаются большей сложно­стью, их выполнение требует большего труда, чем раньше. С 5-го класса начинается разделе­ние упражнений для мальчиков и девочек. Для мальчиков рекомендуются в основном упражне­ния на силу и выносливость на спортивных сна­рядах, элементы борьбы; для девочек — эле­менты художественной гимнастики.

В возрасте 15—17 лет в основном завер­шается формирование опорно-двигательного аппарата. Упражнения для юношей направлены на увеличение силы мышц, совершенствование основных двигательных навыков, помогают подготовить их к труду. У девушек, кроме того, учитывают биол. свойства формирующегося женского организма.

Занятия гимнастикой в пожилом возрасте направлены на профилактику гипотрофии мышц, тугоподвижности суставов, ухудшения моторных функций и др. Необходимо ограничи­вать и осторожно использовать физические упражнения с быстрыми наклонами тела, вра­щением, кружением, глубокими приседаниями, резкими переходами из положения лежа в поло­жение стоя, упражнения, связанные с длитель­ной задержкой дыхания, особенно с натуживанием, избегать также быстрых, резких движе­ний. Особенно тщательно надо соблюдать постепенность нарастания физической нагруз­ки, делать частые перерывы между упражнени­ями, широко использовать дыхательные упраж­нения, а также плавные движения с большой амплитудой в крупных суставах в медленном темпе. Приступая к занятиям, следует посове­товаться с врачом, который поможет подобрать соответствующие упражнения и виды гимнасти­ки.

Гигиеническая гимнастика преследует пре­имущественно оздоровительные цели, прово­дится чаще всего в утренние часы в виде заряд­ки.

Атлетическая гимнастика предназначена главным образом для практически здоровых юношей; она способствует гармоничному развитию всех групп мышц, формированию правильной осан­ки, развитию силы. Она включает в основном общеразвивающие упражнения с предметами («отягощением») — гантелями, гирями, набив­ными мячами, резиновыми амортизаторами, эспандерами и др., а также без предметов, упражнения на гимнастических снарядах — гим­настической стенке, канатах, кольцах и др.,
бег, прыжки, метание. Широко используются тренажеры, позволяющие избирательно трени­ровать отдельные мышечные группы. Начи­нать заниматься атлетической гимнастикой целесообразно не ранее чем в 13—14 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *