Гиподинамия

ГИПОДИНАМИЯ — ограничение двигательной активности, обусловленное особенностями образа жизни, профессиональной деятельно­сти, длительным постельным режимом, пребы­ванием человека в условиях невесомости (дли­тельные космические полеты). Развитие тех­ники и связанное с ним облегчение условий тру­да, возрастающее число так наз. операторских профессий значительно сократили долю мышечного труда в деятельности человека. Гиподинамия в школьном возрасте нередко свя­зана с нерациональным распорядком дня ребен­ка, перегрузкой его учебной работой, вслед­ствие чего остается мало времени для прогулок, игр, занятий спортом.

 

Гиподинамия отрицательно воздействует не только на мышцы, но и на многие другие органы и физиологические системы. Составля­ющая основную массу тела поперечнополоса­тая мускулатура с ее огромной сетью перифери­ческих нервов и кровеносных сосудов оказы­вает влияние на костно-суставной аппарат, кровообращение, дыхание, обмен веществ, эндо­кринное равновесие, на деятельность нервной и других систем организма. Поэтому адекватный уровень двигательной активности гармонично формирует организм в анатомическом и функ­циональном отношении, во многом определяет устойчивость человека к неблагоприятным условиям окружающей среды, болезнетворным агентам.

Продолжительное ограничение нагрузки на мышечный аппарат может стать причиной обратимых функциональных нарушений; в далеко зашедших случаях оно может повлечь за собой глубокие патологические изменения и способствовать возникновению атеросклероза, гипертонической болезни, инфаркта миокар­да.

Гиподинамия приводит к снижению функ­циональных возможностей мышечной системы. Так, после двухмесячного постельного режима на 14—24% уменьшаются силовые показатели (на 26—35% динамическая и статическая выно­сливость), падает тонус мышц, сокращаются их объем и масса. Мышечные группы тела чело­века утрачивают характерную для них рельеф­ность и рисунок из-за обильного отложения подкожного жира.

Скелет человека, тесно связанный с мышца­ми, активно реагирует на ограничение подвиж­ности, в частности снижается минеральная насыщенность костной ткани (остеопороз). Нарушение минерального обмена наблюдается уже на 12—15-е сутки постельного режима. Установлено, что в течение 6—8 мес. постель­ного режима наблюдается постоянный отрица­тельный кальциевый баланс, когда выведение кальция превышает его поступление. При гипо­динамии возрастает содержание липидов (в том числе холестерина) в сыворотке крови.

Обычный для рабочего рацион питания калорийностью примерно 3000 ккал оказы­вается вредным для человека сидячей профес­сии, т. к. существенно превышает уровень энерготрат. При избыточном питании освобо­дившиеся, «лишние» калории расходуются на образование жира, усиливается его синтез в печени и транспортировка в жировое депо. При избыточной массе тела чаще возникает коро­нарная недостаточность.

В условиях ограничения мышечной активно­сти, когда уменьшается запрос тканей на доставку кислорода и субстратов биологичес­кого окисления, казалось бы можно ожидать снижения напряженности функции сердечно­сосудистой системы. Но этого не происходит; напротив, развивается детренированность сердечно-сосудистой системы, возрастает частота сердечных сокращений в покое. Даже при небольших, кратковременных физических наг­рузках пульс достигает 100 и более ударов в 1 мин. Сердце работает неэкономично, выброс необходимого объема крови достигается за счет возрастания ритма, а не силы сердечного сокра­щения. Изменения ЭКГ свидетельствуют о нарушении процессов обмена в миокарде.

Капиллярная система отчетливо реагирует на ограничение мышечной деятельности. Происходит сужение артериальных и венозных участков, уменьшается число функциониру­ющих капилляров.

При гиподинамии изменяется состояние центральной нервной системы, появляется так наз. синдром астенизации, который проявляется быстрой утомляемостью и эмоциональной неустойчивостью.

Особенно опасна гиподинамия в раннем дет­ском и школьном возрасте. Она резко задержи­вает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппа­рата, сердечно-сосудистой, эндокринной и дру­гих систем. Существенно снижается сопротив­ляемость к возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение.

Физическая активность играет важную роль в развитии двигательных навыков ребенка, формировании нервных связей между опорно- двигательным аппаратом, центральной нервной системой и внутренними органами. Двигательная активность оказывает мощное влияние — развитие мускулатуры и скелета, совершенствует регуляцию кровообращения и дыхания. Малая подвижность школьников и длительное пребывание в однообразной позе за столом в школе и дома вызывают нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника; так называемый мускульный голод у детей может проводить , более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

Снижение двигательной активности в среднем и пожилом возрасте может ускорить развитие атеросклероза и, ухудшая регуляцию тонуса сосудов, способствует нарушениям мозгового коронарного кровообращения. В результате недостатка движений, сидячего образа жизни преждевременно возникает слабость и дряб­лость мышц, появляется сгорбленность, уско­ряются процессы физиологического старения.

Большинство нарушений, возникающих из-за недостаточной мышечной деятельность обратимы. От них можно избавиться не прибе­гая к лекарствам. Хороший результат дости­гается восполнением дефицита двигательной активности.

При длительном пребывании больных в постельном режиме с целью профилактика последствий гиподинамии применяют ком­плексы специальных физических упражнения .Для ликвидации последствий гиподинамии используют индивидуальные двигательные режимы с посте­пенным возрастанием нагрузки на опорно-дви­гательный аппарат и сердечно-сосудистую систему, комплексы лечебной гимнастики, а также водные процедуры, способствующие укрепле­нию нервной системы и мышцы сердца; в ряде случаев назначают лекарства, нормализующие обмен и состояние сердечно-сосудистой систе­мы.

Предупредить гиподинамию в повседневное жизни помогают полноценная физическая активность, ежедневная утренняя зарядка, производственная гимнастика, занятия физ­культурой и спортом, физический труд, пешие прогулки и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *