Глухонемота

ГЛУХОНЕМОТА — врожденная или наступив­шая в раннем детстве глухота и связанное с ней отсутствие речи. Ребенок с врожденной глухо­той не может самостоятельно овладеть речью, т. к. у него нет речевого контакта с окружа­ющими. Если слух был потерян в раннем дет­стве, то запас слов, который успел приобрести ребенок, также постепенно утрачивается, и воз­никает глухонемота. В связи с этим очевидна важность ранней диагностики тугоухости или глухоты у ребенка, чтобы начать лечение, которое в ряде случаев дает благоприятные результаты. Существенная роль в этом отноше­нии принадлежит матери и близким, постоянно наблюдающим за ребенком. Если родители подозревают у ребенка глухоту, необходимо показать его врачу — оториноларингологу. Современные методы исследования позволяют установить степень потери слуха даже у груд­ных детей. Иногда, напр. если ухудшение слуха у ребенка связано с аденоидами, оно легко устраняется после их оперативного удаления. Если глухота является следствием недоразвития внутреннего уха или менингита, других заболе­ваний, тяжелой травмы и т. д., нужно все вни­мание переключить на развитие речи у ребенка. Чем раньше начато обучение, тем лучше результаты.

Еще в 16 в. для обучения глухонемых была предложена ручная, или пальцевая, азбука. Овладеть письменной речью и ручной азбукой глухонемому сравнительно нетрудно, гораздо труднее дается устная речь, т. к. воспринимать звуки он может гл. обр. зрительно (с губ гово­рящего). Развитию устной речи у глухонемых уделяется особое внимание. Значительно облегчает усвоение устной речи наличие остат­ков слуха. Они позволяют глухонемому слы­шать голос, ударение, различать некоторые глас­ные звуки и даже отдельные согласные. В этих случаях большую помощь могут оказать слухо­вые аппараты, избирательно усиливающие звуки отдельных частот.

Существуют специальные ясли и детские сады, где ведется постоянная работа по форми­рованию устной и письменной речи, развитию остатков слуха. Дети получают в них физичес­кое, интеллектуальное и нравственное воспита­ние. С 7 лет они поступают в специальные школы для глухонемых, где продолжается обу­чение речи и уделяется особое внимание произ­ношению и беглому чтению с губ. Занятия про­водятся индивидуально, классы оборудованы акустической аппаратурой. Наряду с обучением речи глухонемые получают профессиональную подготовку в учебно-производственных мастер­ских (токарных, слесарных, швейных, столяр­ных и др.). Детям, приобретшим навыки устной речи, для сохранения этих навыков рекоменду­ется учиться в обычных школах с нормально слышащими детьми. По окончании школы они могут продолжить свое образование, в том числе в высших учебных заведениях.

См. также Глухота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *