Грудной возраст,массаж и гимнастика

Массаж и гимнастика способ­ствуют развитию всех органов и систем орга­низма, правильному формированию скелета и мышц. Подробно о комплексе упражнений и технике массажа можно узнать в поликлинике у участкового врача или медсестры. Массаж и гимнастику начинают обычно с 1’/2—2 мес. Комнату хорошо проветривают, температура воздуха в ней должна быть не ниже 20°. Для занятий удобен стол высотой ок. 70 см, покры­тый сложенным в несколько слоев одеялом, клеенкой и пеленкой. Летом их можно прово­дить на воздухе, в тени, при температуре не ниже 20—22°. Для процедур лучше выбирать одно и то же время — 30 мин до еды или через 1—1У2 ч после нее. Каждое упражнение или прием массажа повторяют от 2 до 6 раз, общая продолжительность занятия не больше 10—12 мин. Можно проводить их и 2 раза в день.

Массаж улучшает кровообращение и обмен веществ в коже и мышцах, они становятся более эластичными и упругими. Основными приемами массажа для ребенка грудного воз­раста являются поглаживание и растирание. Их делают легкими, нежными и плавными движе­ниями от периферии к центру (от кисти к плечу, от стопы к паховой складке и т. д.). Перед нача­лом массажа обязательно моют руки. Во время массажа рук и ног им придают положение лег­кого полусгибания .

Под влиянием физических упражнений улуч­шается деятельность всех органов и систем организма, лучше развиваются двигательные навыки, ребенок быстрее растет. Основное внимание при занятиях гимнастикой в грудном возрасте уделяют развитию правильных движе­ний. До 3—4 мес. активно сгибать и разгибать руки и ноги не следует, т. к. в этом периоде преобладает сгибание конечностей и можно растянуть мышцы и связки.

В возрасте 1’/,—3 мес. применяют так наз. пассивные упражнения, основанные на без­условных рефлексах: проведение пальцами по позвоночнику вызывает его разгибание, при укладывании на живот ребенок старается при­поднять голову, при прикосновении к стопам — отталкивается ногами и т. д. Полезно вызывать активные движения ногами, руками и всем телом в ответ на поглаживание и обращение к ребенку.

В возрасте 3—6 мес. вводят пассивные движения конечностями ребенка — скрещивания рук и ног, растягивание мышц-разгибателелей спины и др., а в конце этого периода — активные упражнения, стимулирующие ползание движения рук, которые лучше проводить с яркими игрушками. Можно несколько раз в день класть ребенка на живот.

В возрасте 6—10 мес. основное внимание обращают на ползание, которое укрепляет многие группы мышц туловища и конечностей. Все время упражнений старайтесь как можно больше разговаривать с малышом; по указанию он может выполнять некоторые упражнения, а кроме того, это развивает его речь. В комплекс упражнений вводят повороты со спины на живот, круговые движения руками, выгибание, приседание и т. д. (рис. 6—20). Желательно для занятий использовать яркие, разные по форме игрушки.

В 10—14 мес. ребенок начинает вставать и ходить, понимать речь. Поэтому вводятся такие упражнения, как поднимание ног, приседание при поддерживании за руки, наклон и выпрям­ление туловища и т. д. Занятия способствуют приобретению двигательных навыков, разви­вают его активность и самостоятельность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *