Грудной возраст
Грудной возраст — это период бурного роста и развития организма ребенка. Он продолжается до одного года. За год длина тела ребенка увеличивается в среднем на 25 см, к 4—5му мес. масса тела удваивается, а к году утраивается и достигает в среднем 10—11 кг.
Очень быстро развиваются двигательная и психическая сферы: вначале ребенок начинает сидеть, стоять, узнавать близких, а к году уже ходит, говорит первые слова и из маленького беспомощного существа превращается в человека со своими чувствами, переживаниями и заботами. Органы и системы организма все более развиваются, хотя в функциональном отношении еще довольно несовершенны и имеют свои особенности.
Как и у новорожденных, у детей грудного возраста кожа нежная, легко ранимая и требует тщательного ухода. В первые 3—4 мес. функция потовых желез недостаточная, что ухудшает теплорегуляцию, и при изменении температуры окружающей среды ребенок может легко перегреваться или переохлаждаться. В первое полугодие быстро нарастает, особенно на лице, подкожный жировой слой.
В грудном возрасте начинается постепенное отложение солей кальция в костях, они становятся более твердыми. В области хрящей появляются так наз. окостенения. Большой родничок закрывается, как правило, к концу первого года жизни. К 3—4-му мес. постепенно уплотняются швы между костями черепа. При неправильном уходе, недостаточном пребывании на свежем воздухе процессы формирования скелета ребенка нарушаются, что может привести к появлению рахита и других заболеваний. К
6— 8 мес. начинают прорезываться зубы, причем сначала появляются нижние центральные резцы, затем верхние — вначале центральные, затем боковые, к концу года — и нижние боковые резцы . Годовалый ребенок имеет, как правило, 8 зубов. Прорезывание зубов — нормальное явление и само по себе заболевания не вызывает, но у некоторых детей может сопровождаться беспокойством, недомоганием, бессонницей, небольшим повышением температуры тела, жидким стулом. При появлении этих симптомов следует обратиться к врачу.
Мышечная система развита еще недостаточно, но по мере того как ребенок начинает сидеть, вставать, ходить, она совершенствуется, мышцы становятся более сильными, выносливыми. Сгибание их перестает быть преобладающим к 3—4 мес., в связи с этим характерная поза новорожденного с согнутыми руками и ногами постепенно меняется. Наиболее правильно и гармонично мышечная система развивается при систематических занятиях ребенка физкультурой.
По сравнению с новорожденными у детей в этом возрасте дыхательная мускулатура более развита и грудная клетка активно участвует в дыхании. Увеличивается емкость легких. Дыхание становится более глубоким, его частота постепенно урежается и к году достигает 30—35 в 1 мин. Легкие несут большую нагрузку, слизистая оболочка дыхательных путей нежная, и при плохом уходе возникают заболевания органов дыхания.
Развивается и совершенствуется сердечнососудистая система, нарастает масса сердца. Особенности строения сердца и сосудов облегчают циркуляцию крови. Частота пульса постепенно уменьшается, а артериальное давление увеличивается.
Продолжают развиваться органы пищеварения. К 4—6 мес. увеличивается количество слюны, больше вырабатывается пищеварительных соков, желчи. С 3—4-го мес. начинают постепенно вводить в питание, помимо молока, необходимые продукты растительного и животного происхождения строго по возрасту, т. е. по мере развития желудочно-кишечного тракта. Количество опорожнений кишечника постепенно уменьшается и к году составляет 1—2 раза в сутки. Нагрузка органов пищеварения больше, чем у взрослых (на 1 кг массы тела ребенку требуется пищи в 2—2V2 раза больше, чем взрослому). При неправильном вскармливании легко развиваются желудочно-кишечные заболевания и различные нарушения обмена веществ.
Продолжает также развиваться мочеполовая система. Увеличивается объем мочевого пузыря, его стенки становятся более эластичными. Число мочеиспусканий к концу года уменьшается до 15—16 раз в сутки.
Развитие нервной системы происходит очень быстро. К концу первого года вес мозга увеличивается в 2’/2 раза. Совершенствуются органы чувств, движения ребенка становятся все более сложными, появляются положительные и отрицательные эмоции, начинает развиваться речь. Периферические нервы (отходят от головного и спинного мозга) к концу года покрываются миелиновой оболочкой, своего рода изолятором; на различные раздражения ребенок начинает реагировать не хаотичными движениями, а целенаправленными. Появляются и развиваются все новые условные рефлексы, к-рые вырабатываются в процессе жизни ребенка. Так, горизонтальное положение на руках, запах молока заставляет его поворачивать голову, искать грудь.
В возрасте 1 мес. ребенок начинает фиксировать взгляд на предмете, при появлении чувства голода — плачет, сосет пальцы. При близости материнской груди — поворачивает голову, открывает рот, производит сосательные и глотательные движения. Несколько секунд может удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается поднять ее. При прикосновении к подошвам в положении на животе он отталкивается ногами и пытается ползти. Если его поддерживать под мышки, он опирается ногами. При пеленании размахивает руками и ногами, поворачивает голову, улыбается. В этом возрасте дети спят около 20 ч в сутки.
В возрасте 2 мес. ребенок обычно хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении 1—1’/2 мин; лежа на животе, приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении. Он уже хорошо следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы, при появлении яркого предмета или достаточно громком звуке перестает сосать. Исчезает рефлекс ползания при прикосновении к подошвам. В ответ на обращение к нему малыш реагирует более определенно и разнообразно — улыбается в ответ на улыбку, при разговоре с ним «гулит» или издает неопределенные звуки. Предметы охватывает всей ладонью и крепко их удерживает.
В возрасте 3 мес. свободно удерживает голову в вертикальном положении в течение 5—6 мин. Хорошо улавливает направление звука, поворачивается в его сторону и активно следит за движущимся предметом. Появляется четкая зрительная реакция на кормление: при близости груди матери, бутылочки с молоком или ложки открывает рот, тянется к груди или в сторону предмета. Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти, переворачивается со спины на бок. Движения рук становятся более свободными и целесообразными — ребенок тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот, тянет пеленку. Любит, когда с ним играют взрослые, улыбается, начинает узнавать мать и кричит, если с ним перестают заниматься.
В возрасте 4 мес. свободно переворачивается со спины на живот; лежа на животе, приподнимается и следит за движущимся предметом. Может сидеть при поддержке. Начинает определенно реагировать на знакомые и незнакомые лица. Играет с висящими над кроваткой игрушками, берет их в руки, ощупывает, тянет в рот. Приподнимаясь, опирается только на ладони. Постоянно гулит, появляются мелодичные звуки, во время игры не только улыбается, но и смеется, различает некоторые цвета.
В возрасте 5 мес. хорошо знает мать, не идет на руки к чужим. Различает тон голоса, с которым к нему обратились. Движения становятся более уверенными, он крепко берет игрушки и подолгу удерживает их в руках. При поддержке или опоре садится, но удерживать прямо спину еще не может. Поддерживаемый под мышки, стоит ровно на ножках.
В возрасте 6 мес. самостоятельно садится и сидит ровно без поддержки. Переворачивается с живота на спину, при поддержке за руки или за грудь встает и делает попытки переступать ногами. Пытается ползать на четвереньках. Свободно играет с игрушками — перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую погремушку. При виде пищи открывает рот, может есть из ложки. Начинает произносить первые слоги: «ма», «ба» и т. п.
В возрасте 7 мес. свободно ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно и уверенно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Тянется к своему изображению в зеркале, с рук на руки. Хорошо повторяет слоги: «ма-ма», «па-па», «ба-ба».
В возрасте 8 мес. свободно ползает, цепляясь за кроватку, встает и сам садится. Пытается хлопать в ладоши, повторяет выученные движения. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной — появляются интерес и удивление при появлении новой игрушки, незнакомого лица. Ищет взглядом нужный предмет и проявляет настойчивое стремление достать его. Много играет с игрушками, рассматривает их, постукивает одной о другую и т. д.
В возрасте 9 мес. может выполнять довольно сложные движения — перебирает кубики, собирает мелкие предметы, выполняет простые просьбы: «дай ручку», «помаши ручкой, до свидания» и т. д. Ищет упавший или спрятанный предмет, отыскивает предметы, находящиеся в разных местах. Пытается стоять без опоры, держась за предметы или руку, ходит. Садится из вертикального положения.
В возрасте 10 мес. сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась лишь за одну руку, за стулом или коляской. Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Хорошо подражает движениям взрослых. Выполняет простые требования, просьбы. Начинает произносить простые слова, называет отдельными слогами окружающие предметы и животных.
В возрасте 11—12 мес. ребенок хорошо ориентируется в пространстве — встает, садится, нагибается, ходит при поддержке за руку, в конце первого года делает первые шаги без поддержки. Знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела и т. д. Понимает запрещения и выполняет многие требования. Произносит отдельные короткие слова и знает их. Словарный запас около 10 слов. Спит 14—16 ч в сутки.
Добавить комментарий