Дошкольный возраст

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершен­ство интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разно­образнее.

Рост детей в этот период увеличивается неравномерно — вначале замедляется до 4— 6 см в год, а затем на 6—7-м году жизни ускоря­ется до 7—10 см в год (период так наз. физиоло­гического вытяжения). Усредняя эти цифры, ориентировочно можно считать, что каждый год после первого ребенок вырастает на 5 см. Т. о., рост ребенка дошкольного возраста можно приблизительно рассчитать по формуле: рост ребенка в воз­расте одного года + (5 см *n ), где n — возраст ребенка. Если рост в 1 год неизвестен, то для расчета принимается средний рост годовалого ребенка, равный 75 см.

Прибавка в массе тела неравномерна. За 4-й год ребенок прибавляет около 1,6 кг, за 5-й — около 2 кг, за 6-й — 2,5 кг, т. е. в среднем 2 кг в год. Исходя из этого, вес ребенка дошкольного возраста можно приб­лизительно рассчитать по формуле: вес ребенка в возрасте одного года + (2 кг * n), где n — воз­раст ребенка. Если вес ребенка в 1 год неизве­стен, то для расчета принимается средний вес годовалого ребенка, равный 10 кг. К 6—7 годам ребенок должен удвоить массу, которую он имел в годовалом возрасте.

Кожа в этом возрасте утолщается, делается более эластичной, количество кровеносных сосудов в ней уменьшается, она становится более стойкой к механическому воздействию. Поверхность кожи на 1 кг массы тела у детей до 6—7 лет больше, чем у взрослых, поэтому они могут легко перегреваться или переохлаждать­ся.

К 5—6 годам позвоночник соответствует форме его у взрослого. Но окостенение скелета не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, отсюда и значительная нагрузка на скелет. Поэтому важен постоянный контроль за позой ребенка, его движениями и играми. Постель не должна быть слишком мягкой или неровной, надо поль­зоваться только детской мебелью. Физические нагрузки необходимы, но они должны быть посильными, и приучать к ним следует посте­пенно и осторожно.

С 5—6 лет у детей начинают выпадать молочные и прорезываться постоянные зубы. Чтобы этот процесс происходил правильно, надо постоянно следить за состоянием молоч­ных зубов, своевременно лечить их, обучать ребенка правилам ухода за зубами.

В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органов дыхания. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослых, разви­ваются дыхательная мускулатура и ткань лег­ких. Дыхание становится все более глубоким и редким — к 7 годам частота дыханий 23—25 в 1 мин.

Сердечно-сосудистая система также претер­певает значительное развитие, становится более работоспособной и выносливой. Увели­чивается масса сердца, сила сокращений, оно лучше приспосабливается к физическим нагруз­кам. Его форма и расположение становятся почти такими же, как у взрослых. Постепенно урежается пульс — к 5 годам до 100 ударов в 1 мин, к 7 годам до 85—90 в 1 мин.

Адаптационные (приспособительные) воз­можности органов дыхания и сердечно-сосудис­той системы дошкольного возраста намного ниже, чем у взро­слых. Поэтому физические упражнения для детей строго дозируют в соответствии с их воз­растом. Недопустимо, когда на прогулке взро­слый идет своим обычным шагом, а ребенку приходится бежать, еле поспевая за ним.

Нервно-психическое развитие достигает зна­чительного уровня. Совершенствуется интел­лектуальное поведение. Словарный запас постепенно увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре дети пользуются сложными фра­зами и предложениями; любят слушать чтение взрослых, легко запоминают стихи, могут составить небольшой рассказ, напр. о прогулке; уверенно начинают держать карандаш в руках, рисуют различные предметы, животных. Уже достаточно определенно ребенок выражает различные эмоции — радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяются и развиваются черты характера, формируются моральные понятия, представле­ния об обязанностях. Дети повторяют многие действия взрослых, которые должны сами строго выполнять все требования, предъявляемые ими к ребенку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *