Заикание

ЗАИКАНИЕ — нарушение темпа и ритма речи.Основным проявлением заикания являются судо­роги в процессе речевого акта. Речь при этом нарушаются ударения слов, интонация, ритм, изменяются громкость, сила, высота и тембр голоса. Степень проявления заикания зависит от сложности речевой деятельности и речевых ситуаций. Оно менее выражено в стихотворной речи, при простом повествовании о хорошо зна­комых вещах, в общении с близкими людьми. Обычно постепенно формируется страх речи (логофобия), что усиливает заикание и способствует нарушению общения больного с окружающи­ми, а фиксация внимания больного на своем недостатке — развитию у него невротических расстройств в виде чувства собственной непол­ноценности, неуверенности, повышенной тре­вожности. При заикании наблюдаются нарушения общей моторики как в виде насильственных движений (тики мышц лица, шеи), так и произ­вольных уловок или вспомогательных движе­ний, используемых для облегчения речи и мас­кировки речевого дефекта.

Обычно заикание появляется в период интенсив­ного развития речи, в возрасте 2—5 лет, когда у ребенка формируется связная речь. Чаще наб­людается у мальчиков. Течение заикания волнообраз­ное, наибольшей выраженности достигает в критические периоды развития (в возрасте 6—7 лет и в пубертатном периоде).

В клин, практике выделяют две формы заикания: невротическое (логоневроз) и неврозоподобное. Невротическое заикание развивается как на фоне легких остаточных поражений головного моз­га, так и без них. Оно может возникать под вли­янием внезапной психической травмы (испуг, изменение привычной обстановки, разлука с родителями и т. д.) или длительной психотравмирующей ситуации (неправильное воспитание, конфликтные отношения в семье и др.). При невротическом заикании рано появляются сопутству­ющие насильственные движения. Характерно непостоянство его проявлений, а также сочета­ние с другими невротическими расстройствами (страхи, ночное недержание мочи, нарушения сна, общая раздражительность).

Неврозоподобное заикание развивается постепен­но, на фоне последствий органического пора­жения центральной нервной системы (напр., при прогрессировании гид­роцефалии), без связи с явной психотравмирующей ситуацией. Для него характерна выра­женная судорожность речи, нередко в сочета­нии с тикообразными насильственными сокра­щениями мышц лица и рук. Неврозоподобное заикание отличается стабильностью проявле­ний; при общении с окружающими у ребенка обычно отсутствует страх речи.

Факторами, способствующими возникнове­нию заикания, являются семейная отягощенность патологией речи, и прежде всего заикание, перегрузка ребенка информацией в период интенсивного развития у него речи, чрезмерная требователь­ность родителей к его речевой деятельности, использование в семье для общения двух язы­ков, наличие заикающихся в окружении ре­бенка.

Лечение надо начинать как можно раньше. Оно должно быть комплексным. Проводят пси­хотерапию, специальные логопедические заня­тия, целью которых являются нормализация рече­вого поведения, формирование приемов и навы­ков полноценного устного общения в различ­ных ситуациях. При невротическом заикании следует избегать привлечения внимания ребенка к его речевому дефекту, т. к. это может способство­вать эмоциональному напряжению и страху речи. Медикаментозное лечение заикания зависит от его формы. При невротическом заикании назначают препараты, снижающие возбудимость нервной системы; при неврозоподобном применяют также средства, снижающие тонус речевой мус­кулатуры, нормализующие внутричерепное давление. Важное значение имеет создание доб­рожелательной, спокойной обстановки в семье.

При рано начатом систематическом лечении невротическое заикание проходит или значительно уменьшается. Неврозоподобное заикание, как прави­ло, трудно поддается лечению, и его проявле­ния зависят от основного заболевания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *