Здравоохранение

Здравоохранение — система обществен­ных и государственных социально-экономичес­ких и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения.

Если здоровье каждого отдельного человека зависит от уровня его культуры, образа жизни, влияния наследственных факторов, возможно­сти своевременно получать квалифицирован­ную медицинскую помощь и т. д., то здоровье населения, или общественное здоровье, опреде­ляется прежде всего общим уровнем социально- экономического развития государства и благо­состояния народа, наличием и соблюдением соответствующего законодательства, направ­ленного на обеспечение одного из основных прав человека — права на здоровье.

Таким образом, система здравоохранения в широком смысле этого слова призвана быть подлинно социальной системой, связанной с такой зада­чей, как улучшение качества жизни населения, которая не может быть решена в рамках только одной отрасли, представленной непосред­ственно органами и учреждениями здравоохра­нения, координирующими и осуществляющими прежде всего оказание медицинской помощи.

В то же время удовлетворение потребности населения в высококачественной лечебно-про­филактической и лекарственной помощи явля­ется одной из важнейших задач, требующих значительных экономических затрат, правовой регламентации, соответствующей системы управления и организационной структуры ока­зания медико-социальной помощи.

В зависимо­сти от организации и прежде всего финансиро­вания выделяются существующие в разных странах различные формы оказания медицин­ской помощи: частная, государственная, стра­ховая. Частная медицина основана на прямых платежах населения частнопрактикующим вра­чам или медицинским учреждениям за оказан­ные услуги.

Государственное здравоохранение предусматривает оказание бесплатной медицин­ской помощи в учреждениях, финансируемых в основном за счет государственного бюджета. Страховая медицина основана на обязательном (например, из средств государственного бюдже­та, предприятий) и добровольном социальном страховании населения или отдельных его групп, обеспечивающим полную или частичную компенсацию расходов на медицинскую помощь. Хотя в каждой конкретной стране преобладает, как правило, та или иная форма, они могут сосуществовать в рамках смешанной системы здравоохранения.

В нашей стране вопросами организации и оказания медицинской помощи занимаются органы и учреждения здравоохранения, а также ряда других ведомств. Лечебно-профилактическая помощь оказывается широкой сетью учре­ждений, во многом максимально приближен­ных к населению, что достигается, в частности, за счет использования территориального и производственного принципа, т. е. оказания медицинской помощи преимущественно населе­нию прикрепленной территории или производ­ственных участков (см. Врачебный участок).

По видам организации лечебно-профилакти­ческая помощь подразделяется на внебольничную помощь (амбулаторно-поликлиническую, скорую и неотложную медицинскую помощь), стационарную, или больничную, и санаторно- курортную. Особое место занимает первая медицинская помощь, представляющая собой комплекс срочных мероприятий, необходимых для спасения жизни человека и предупреждения возможных осложнений при несчастных случа­ях, травмах, отравлениях, внезапных заболева­ниях. Первая помощь может оказываться не только медицинскими работниками, но и самим населением в порядке само- и взаимопомощи.

В связи с этим очень важное значение приобре­тает обучение населения приемам первой меди­цинской помощи, которое проводится в различных учебных заведениях, на предприятиях, в колхо­зах и других организациях. На предприятиях для оказания первой медицинской помощи органи­зуются специальные санитарные посты, осна­щенные носилками, аптечками и т. д. Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается широкой сетью амбулаторий и поликлиник, диспансерами, женскими консультациями, здравпунктами и фельдшерско-акушерскими пунктами.

В задачи системы скорой медицин­ской помощи входит оказание круглосуточной экстренной помощи при несчастных случаях, внезапных заболеваниях и состояниях, угрожа­ющих жизни, а также перевозка больных в ста­ционары по заявкам врачей (исключая инфек­ционных больных).

Стационарная медицинская помощь, осуществляемая в больницах разного типа, стационарах диспансеров и медико-сани­тарных частей, родильных домах и др., оказы­вается в основном при наиболее тяжелых забо­леваниях, требующих применения сложных методов обследования и лечения, оперативных вмешательств, постоянного врачебного наблю­дения и интенсивного ухода.

Одним из основ­ных типов лечебно-профилактических учре­ждений для оказания медицинской помощи рабочим промышленных предприятий, строи­тельства и транспорта является медико-сани­тарная часть, которая включает в себя поликлини­ку, стационар (не всегда), врачебные и фель­дшерские здравпункты и другие лечебно-оздо­ровительные структурные элементы (фотарии, ингалятории, физиотерапевтические кабинеты и т. д.).

Важным звеном в общем комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий по охране здоровья промышленных рабочих явля­ется создание санаториев-профилакториев. Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению строится на тех же принципах, что и городскому населению. Первым этапом является сельский врачебный участок, объединяющий участковую больницу или самостоятельную врачебную амбулаторию, фельдшерско-акушерские пункты, ясли-сады, фельдшерские здравпункты на предприятиях. Второй этап включает районные медицинские учреждения, ведущим из которых является цент­ральная районная больница.

На третьем этапе медицинская помощь практически по всем спе­циальностям оказывается в областных учре­ждениях, в частности в областной больнице. Широко используются также, особенно в период массовых сельскохозяйственных работ, передвижные врачебные амбулатории, флю­орографические установки, стоматологические кабинеты и т. д. Характерной особенностью развития лечебно-профилактической помощи в нашей стране является ее специализация, нашедшая свое отражение в создании широкой сети специализированных кабинетов, отделе­ний, центров.

Особое внимание уделяется охране материнства и детства, представляющей собой систему государственных и обществен­ных мероприятий, направленных на охрану здо­ровья матери и ребенка. Эта система включает оказание консультативной и профилактической помощи женщине вне беременности, во время беременности и родов, а также лечебно-профилактическую помощь детям, обеспечивающую квалифицированное медицинское наблюдение за ребенком, начиная с момента его рождения и до окончания школы.

Большое значение для эффективного функ­ционирования системы здравоохранения имеет лекарственная помощь населению, которая ока­зывается аптечными учреждениями,, а также лечебно-профилактическими учреждениями. Основным аптечным учреждением является аптека.

В аптечных учреждениях можно полу­чить лишь те лекарственные средства, которые разрешены к применению. Средства, отпускае­мые без рецепта, приобретаются населением только за плату. Бесплатно или на льготных условиях лекарственная помощь оказывается только в порядке, определенном законодатель­ством: бесплатно, в частности, получают лекар­ственные средства все больные, находящиеся на стационарном лечении, а также некоторые категории амбулаторных больных, напри­мер дети до 3 лет, инвалиды войны, больные туберкулезом, шизофренией, сахарным диа­бетом.

По обеспеченности населения медицин­скими работниками, количеству больничных коек наша страна занимает одно из первых мест в мире, однако эффективность их использова­ния сравнительно невелика. Это обусловлено во многом игнорированием в течение многих лет реально существующих экономических законов. Отпускаемые на здравоохранение средства, не говоря уже об их ограниченности, поступали на территории и в учреждения, как правило, в рамках старого механизма распреде­ления, не будучи связанными с фактическим объемом и качеством оказываемой медицин­ской помощи.

Таким образом, на современном этапе наряду с дальнейшим наращиванием средств для здравоохранения, должна решаться задача повышения эффективности их использования.

Важнейшая роль в решении этой задачи при­надлежит совершенствованию управления здра­воохранением.

Очень важным в управлении здравоохране­нием является изучение потребности населения в медицинской помощи, обусловленной демо­графическими процессами, уровнем заболевае­мости, различными местными особенностями и другими причинами, и определение возможно­сти ее удовлетворения на данном этапе разви­тия государства.

Существующая неудовлетво­ренная потребность населения в высококвали­фицированной помощи, сложившаяся мате­риально-техническая база, международный опыт свидетельствуют о недостаточности финансирования здравоохранения, которое осу­ществляется в нашей стране в основном только из государственного бюджета.

Большие наде­жды в этом плане возлагаются на введение принципов медицинского страхования, а также развитие альтернативных форм оказания меди­цинской помощи, в том числе медицинскими кооперативами, в порядке индивидуальной тру­довой деятельности и т. д.

Следует, однако, понимать, что сами по себе эти принципы не в состоянии улучшить качество медицинской помощи и ее доступность, а лишь меняют меха­низм финансирования и его уровень, что при правильном использовании может способство­вать заинтересованности медицинских работни­ков в объеме и результатах их труда, а населе­ния — в сохранении и улучшении своего здо­ровья. Однако при любых принципах финанси­рования и характере взаимоотношений в системе здравоохранения требуется их четкая правовая регламентация, так же как и всех дру­гих аспектов охраны здоровья народа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *