Игрушки

Игрушки. В играх ребенок развивается, познает мир, наследует опыт, накопленный поколениями.

Для своевременного и всестороннего разви­тия детей необходимо подбирать игрушки, которые соответствуют его психическому и физичес­кому развитию, помогают формированию его способностей, навыков и т. д.

За разработкой и производством игрушек установ­лен санитарный надзор.

По форме и конструк­ции игрушки должны быть удобными и безопасными: во избежание травм они не должны иметь острых выступающих углов и краев, шерохова­тых поверхностей, легко отделяемых мелких деталей. Последнее особенно важно для игрушек, которыми пользуются маленькие дети, т. к. эти детали могут быть проглочены, заткнуты в нос, уши.

В грудном возрасте игрушки способствуют повы­шению двигательной активности и развивают навыки ориентирования (см. Грудной ребенок). В первые 2—3 мес. жизни ребенка они нужны для развития органов чувств, накопления зри­тельных и слуховых впечатлений, формирова­ния положительных эмоций. Для этих целей хороши яркие, крупные, контрастных цветов подвески, погремушки, колокольчики, бубен­чики.

В минуты бодрствования, после кормле­ния покажите ребенку игрушки на расстоянии 70—80 см от глаз, чтобы он сосредоточил на ней взор, проведите игрушки перед ним, формируя слежение, позвените колокольчиком, держа малыша на руках и побуждая повернуть голову в сторону звука. В период от 2—3 до 7—8 мес.

Игрушки необхо­димы для формирования предметно-ознакомительной деятельности, а затем предметно-отобразительной игры, в процессе которых обога­щается опыт ребенка, формируется его позна­вательная активность, усваиваются способы действий с предметами.

Используют игрушки из раз­ных материалов (ткани, дерева, резины, твер­дых и мягких пластмасс), приятных ребенку и поддающихся мытью.

Играя, он учится хватать, удерживать, обследовать игрушки, достает их из раз­ных положений, подползает к интересующим его игрушкам, играет с ними сидя, стоя и ходит с ними. Не давайте малышу одновременно более 1—2 игрушек. Периодически меняйте их. По воз­можности чаще мойте игрушки, а при необходимости и дезинфицируйте, т. к. все, что попадает ребенку в руки, он обязательно берет в рот. Непременным условием является стойкость окраски игрушки.

В возрасте от года до трех лет (см. Дошколь­ный возраст) детям подбирают наборы игрушек, позволяющие познавать назначение предметов, их функции, учиться использовать их как ору­дия труда. Занятия с пирамидками, строитель­ными наборами, куклами расширяют представ­ления детей о величине, форме, цвете, положе­нии предметов в пространстве, а игрушки на колесах, лопатки, совки, которыми можно копать снег, песок, повышают двигательную активность, улучшают координацию движений.

Ребенок в игре начинает подражать деятельности взро­слых, а игрушки служат ему символами, помогают развивать сюжеты игр, способствуют формиро­ванию отвлеченного мышления. При этом важны атрибуты деятельности взрослых — шапочка, термометр, стетоскоп врача, повязка с крестом медсестры, колпак и фартук повара, телефон и т. п. Старайтесь давать детям игрушки в соответствии с режимом дня: утром — новые игрушки, вызывающие интерес и общее возбужде­ние, днем — игрушки для сосредоточенной игры, вечером — спокойные настольные игры, матрешки, кубики.

В возрасте от 3 до 7 лет полезны игрушки для игры со сверстниками на темы, близкие их опыту, отражающие события общественной жизни: магазин, железная дорога, космодром, робот и др. Игры в это время служат средством форми­рования социального сознания ребенка, объ­единения детей в коллектив, познания мира и его преобразования, при этом создаются усло­вия для всех видов самостоятельной деятельно­сти.

Игрушки дошкольников следует хранить в специальных уголках для игр. Пусть малыш выберет необходимую ему игрушку и уберет на место по окончании игры. Куклы, фигурки животных лучше не просто хранить, а устраивать жилища, где они «живут», — кукольные дома, зоопарк и т. д.

Школьникам нужны сложные, управляемые игрушки и целые системы их, позволяющие соревно­ваться в ловкости. Тематические и универсаль­ные конструкторы, наборы для опытов по химии, физике постепенно развивают элементы технического творчества, формируют интерес к будущей профессии.

Этим же целям служат сборные модели технических игрушек, полуфабри­каты игрушек (модели). Большое место занимают игрушки, побуждающие детей к движению: спортив­ные игры, кегли, мячи, прыгалки. С возрастом на смену игрушкам придут спортивные снаряды, лыжи, велосипед, коньки, бадминтон и др. Кукольный театр вплотную подводит детей к сценическому искусству. Увлекаются школьники и интеллек­туальными играми (шашками, шахматами, головоломкой, настольными играми и др.). Подросток постепенно приобщается к совмест­ной со взрослыми деятельности, а это нередко влияет на выбор будущей профессии.

За игрушками требуется уход. Резиновые, пластмас­совые игрушки моют мылом в горячей воде (при тем­пературе не ниже 50°) с применением 2% рас­твора пищевой соды и последующим промыва­нием в проточной воде. Металлические  игрушки обмывают горячей водой (не ниже 80°) и высу­шивают. Мягкие набивные игрушки чистят в хим­чистке; кукольную одежду стирают и прогла­живают.

В любом возрасте детям нужны не только готовые игрушки, но и материалы для создания игру­шек-самоделок, инструменты для всех видов творчества. У девочек это швейные машины, наборы для вышивания, у мальчиков наборы слесарных и других инструментов, материалы для выпиливания и т. д. К созданию игрушек- самоделок детей привлекают рано. Вначале ребенок является свидетелем возникновения такой игрушки в руках родителей; постепенно он ста­новится соисполнителем, внося и свою долю, а потом начинает делать их сам. Игрушки, сделанные самими детьми, бывают часто и самыми люби­мыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *