Иммобилизация

ИММОБИЛИЗАЦИЯ — создание неподвижно­сти конечности или другой части тела при повреждениях, воспалительных и других тяже­лых болезненных процессах, требующих покоя поврежденному (заболевшему) органу. Разли­чают иммобилизацию транспортную (временную) и лечеб­ную (постоянную).

Транспортную иммобилизацию проводят на месте проис­шествия, ее задача — предохранить поврежден­ную часть тела от дополнительной травмы во время перевозки пострадавшего в лечебное учрежде­ние, где временную иммобилизируют при необходимости заме­няют постоянной.

Перенос и транспортировка пострадавших, особенно с переломами, без иммобилизации даже на короткое расстояние недопустимы. Отсутствие или недостаточность транспортной иммобилизации могут увеличить смещение костных отлом­ков, привести к повреждению нервных стволов и крупных кровеносных сосудов острыми отломками кости. При обширных ранах мягких тканей, а также при открытых переломах транспортная иммобилизация препятствует быстрому рас­пространению инфекции, при тяжелых терми­ческих ожогах (особенно конечностей) способ­ствует менее тяжелому течению ожоговой болезни. Транспортная иммобилизация — одна из основных мер профилактики травматического шока.

На месте происшествия для временной иммобилизации применяют преимущественно шины в виде полос и желобов из различных подручных жест­ких материалов; к ним фиксируют поврежден­ную часть тела. Шинирование — основной вид транспортной иммобилизация конечностей.

Стандартные транспортные шины сложной конструкции или простые из проволоки или фанеры, но фабричного изготовления приме­няют почти исключительно медработники (пер­сонал скорой помощи и др.). В остальных слу­чаях приходится пользоваться импровизирован­ными шинами, сделанными из полос фанеры, твердого картона, отрезков тонких досок, палок, пучков прутьев и т. п. При отсутствии подходящих подручных средств поврежденную руку фиксируют к туловищу косынкой или краем одежды (рубашкой, полой пиджака), а ногу прибинтовывают к здоровой ноге. Бинты можно заменить полотенцами, полосами какой-либо ткани.

Транспортную  иммобилизацию производят как можно раньше: шину накладывают, как правило, поверх одежды и обуви, т. к., раздевая постра­давшего, можно причинить ему дополнитель­ную травму; шину обертывают ватой или какой-либо мягкой тканью; накладывая шины на обнаженную поверхность тела, следует для предупреждения пролежней защитить костные выступы (лодыжки, мыщелки и т. п.) ватной или марлевой прокладкой. При наличии раны вначале на нее накладывают асептическую повязку (одежду лучше всего разрезать) и лишь после этого осуществляют иммобилизацию. Если возникает необходимость применить кро­воостанавливающий жгут, его накладывают на конечность до шинирования, не прикрывая повязкой; при этом под жгут вкладывают запис­ку, где указывают время его наложения. Нельзя допускать перетяжек конечности отдельными турами бинта, это может привести к нарушению в ней кровообращения. Чувство онемения, ползания мурашек, синюшность пальцев служат признаками сдавления крове­носных сосудов. В этих случаях бинт в местах сдавления разрезают или заменяют, а шину накладывают вновь. В холодное время года в целях предупреждения резкого охлаждения или отморожения конечность с наложенной шиной тепло укутывают.

Наиболее распространенная ошибка — использование слишком коротких шин, не обес­печивающих иммобилизации. Необходимо фик­сировать не менее двух суставов, расположен­ных выше и ниже поврежденной области, чтобы исключить подвижность поврежденного участка. При неплотном прилегании шины к поврежденной конечности она не фиксирует место перелома, перемещается, вызывая дополнительную травматизацию.

Транспортная иммобилизация головы и шеи показана при всех повреждениях черепа, тяже­лых сотрясениях головного мозга, переломах шейных позвонков и обширных повреждениях мягких тканей. В качестве импровизированной шины можно использовать подкладной резино­вый круг или автомобильную (мотоциклетную) камеру. Нижнюю челюсть иммобилизуют с помощью твердого предмета, обернутого ватой, который помещают под подбородок и при­бинтовывают к голове; целесообразно накла­дывать пращевидную повязку . Для  шеи применяют картонный или ватно-марлевый воротник . Такой воротник не дол­жен затруднять дыхание.

При повреждении верхней конечности ее можно подвесить на косынке или фиксировать : туловищу . В случае перелома плеча, при наличии шины, ее накладывают от кисти до противоположной лопатки, при этом локтевой сустав фиксируют в согнутом (до 90°) положе­нии, что легко удается с помощью стандартной проволочной шины, которую можно соответству­ющим образом согнуть. Из подручных материа­лов сгибается только картон, но он недоста­точно плотен, в связи с чем длинная картонная шина слабо фиксирует согнутый локтевой сустав. Поэтому при отсутствии стандартной проволочной шины лучше применить две импровизированные — одну от лопатки до лок­тя, другую от локтя до пальцев, после чего, сог­нув руку в локтевом суставе, ее фиксируют косынкой .

 

Травма предплечья требует наложения шины от пальцев кисти до локтевого сустава или середины плеча. Если нет подручных или стандартных шин, руку сгибают в локтевом суставе, поворачивают ладонью к животу и прибинтовывают к туловищу, а при отсутствии бинта — подвешивают с помощью косынки или полы одежды. При необходимости иммобилиза­ции кисти в ладонь вкладывают туго свернутый ватно-марлевый валик или небольшой мяч и фиксируют предплечье и кисть к шине .

Транспортную иммобилизацию позвоноч­ника и таза производят, укладывая пострадав­шего на твердую поверхность .

При переломах бедра создают неподвиж­ность всей конечности (в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах). Наиболее надежная  достигается наложением двух шин: длинной — от подмышечной впадины до наруж­ной лодыжки и короткой — от промежности до внутренней лодыжки. Стопу устанавливают под углом 90° . При повреждениях голени и стопы создают неподвижность в голеностопном и коленном суставах. Если никаких средств для И. ноги нет, приходится фиксировать поражен­ную конечность к здоровой, в этих условиях здоровая нога выполняет роль шины .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *