Леворукость

ЛЕВОРУКОСТЬ может быть врожденной (ино­гда наследственной) и приобретенной — вслед­ствие нарушения функции правой руки. Разли­чают явную и скрытую леворукость, при последней человек, будучи от рождения леворуким, путем тренировки приучается пользо­ваться преимущественно правой рукой.

Как показывают специальные исследова­ния, левши имеют ряд индивидуальных качеств, которые обусловливают особенности их поведе­ния и обучения. Их отличает способность к музыке и рисованию, они отличаются повы­шенной эмоциональностью, впечатлительно­стью и ранимостью. Для леворуких характерны признаки «зеркального» мышления: переверну­тое справа налево написание отдельных букв и слогов, их перенос из конца в начало слова и «упорное» чтение слов справа налево. У лев­шей, как правило, прекрасно развита зритель­ная память. Великий древнегреческий Полково­дец Александр Македонский, обладавший феноменальной памятью, был левшой. Он, как ‘утверждают историки, знал в лицо каждого своего воина, хотя его войско насчитывало десятки тысяч солдат. Левшам свойственны сильные волевые качества. Благодаря этому и высокому интеллекту они нередко становятся знаменитыми государственными деятелями. Яркий пример тому — карьера Джорджа Буша. Левшами были Микеланджело, Леонардо да Винчи, Пикассо, Чарли Чаплин и многие другие выдающиеся деятели искусства. Очень много левшей становится выдающимися спортсме­нами — боксерами, фехтовальщиками, волей­болистами, теннисистами.

Процесс формирования доминантности руки завершается к 5 годам, а до этого возраста необходимо внимательно наблюдать за леворуким ребенком и определить тактику его мотор­ного воспитания.

На ранних стадиях развития ребенка обе руки действуют вместе и только к полутора годам одна рука становится более пассивной по сравнению с другой. Учитывая, что наша жизнь протекает в «праворуком» мире и он характери­зуется выраженной «праворукой» культурой, необходимо, начиная с 6-недельного возраста, осуществлять специальные тренировки рук и особенно правой кисти. Это может быть мас­саж, пассивное сгибание и разгибание пальцев и т. п. Они способствуют более раннему созрева­нию мозга и слаженному владению обеими руками.

В более старшем возрасте в играх следует равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а выполнение действий с различными предметами в домашнем обиходе равномерно распределять между двумя руками. Совершенно очевидно, что недопустимо пере­учивать левшу в правшу такими приемами, как привязывание левой руки, удары по ней и т. п. Насильственные или жестокие способы пере­воспитания левшей обычно приводят к выра­женным невротическим расстройствам. Однако существуют и вполне приемлемые приемы достижения равномерного развития функций обеих рук у левшей. Так, для торможения дви­жений левой руки можно использовать различ­ные игры, проводя их в спокойной, доброжела­тельной атмосфере, избегая излишней катего­ричности и сильного нажима на ребенка. Напр., малышу дается в левую руку автомобильчик, а в правую самолетик и предлагают ему доб­раться до определенного пункта. Естественно, что ребенок будет энергично двигать правой рукой самолет и задерживать левую руку, веду­щую автомобиль. В подобных играх, а их можно придумать по этой аналогии очень мно­го, резкое преобладание функций одной руки удается тормозить без развития нежелательных невротических явлений.

Для школьников наиболее эффективны в этом отношении занятия спортом. Плавание, гимнастика, спортивные игры и другие виды спорта способствуют более совершенному раз­витию всех двигательных функций растуще­го организма. Если, несмотря ни на что, ре­бенок остается упорным левшой, от попы­ток переучивания следует раз и навсегда отка­заться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *