Медицина разоблачает легенды
Следующий «подследственный» — Иоанн.
И здесь та же последовательность экспертиза Череп действительно принадлежал мужчине. Так называемый затылочно основной шов закрыт. -Но своды черепа ке заращены нигде. Да и зубы сохранились ровными, белыми, эмаль на зубах стерлась весьма незначительно. Следовательно, мужчина умер в возрасте, не превышающем тридцати — тридцати пяти лет. Это никак не совпадало с «биографией» Иоанна, который, как утверждало его житие, умер в преклонном возрасте.
Где-то явная неправда: или в житии, или это не те мощи. В любом случае утверждения церкви опровергнуты.
А с Евфимием совсем конфуз получился. Уже в процессе сортировки костей было обнаружено, что те, кто фабриковал «святые мощи», либо были полными профанами в анатомии, либо чересчур расщедрились. Вместо полагающихся каждому нормальному человеку двух большеберцовых костей. в ящике с присланными останками Евфимия лежали три. Лишним оказался и один из фрагментов тазовых костей…
Экспертиза продолжалась. Исследование черепа показало, что он принадлежал лицу мужского пола в возрасте не менее 65-70 лет. Позвонки его тела хорошо сочленялись друг с другом.
Не сходились кости правого и левого предплечья — две локтевые и две лучевые. Разница между ними в анатомическом строении и длине — до шести и семи сантиметров — исключала возможность принадлежности их скелету одного человека.
К такому же выводу Вера Ивановна пришла, изучая и сопоставляя друг с другом кости нижних конечностей. Одному скелету принадлежали обе бедренные кости, обе большеберцовые, одна малоберцовая и т. д. К другому относилась не только лишняя большеберцовая, обнаруженная с самого начала, но и правая малоберцовая кость — она была короче левой на шестнадцать сантиметров.
И, наконец, предпоследний костный фрагмент, исследованный Пашковой, оказался частью правой скуловой кости черепа, принадлежащей… ребенку не старше 3-5 лет! Да, все-таки плохо знали анатомию святые отцы!
Но эмоции эмоциями, а заключение В. И. Пашкова и по последней экспертизе написала сухо и предельно конкретно: «Представленные на экспертизу костные останки, принадлежащие, согласно церковным источникам, преподобному Евфимию, относятся минимум к трем скелетам человека — двум взрослым и одному детскому».
Так с научной достоверностью была разоблачена еще одна легенда, с помощью которой церковь сотни лет обманывала доверчивых людей.
Всего» три рассказа, всего несколько методов, с помощью которых судебно-медицинские эксперты распутывают сложные, запутанные дела. Я понимаю, что не рассказал и сотой доли того интересного, с чем познакомился в институте. Но об этом, может быть, в другой раз.
Все события, описанные в рассказах, подлинные, фамилии персонажей, кроме фамилий сотрудников института, вымышленные.
М. Хромченко
Добавить комментарий