Осанка

ОСАНКА — привычное положение тела чело­века в покое и при движении; формируется с самого раннего периода детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и спо­собствует нормальной деятельности двигатель­ного аппарата и всего организма.

При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая. Нарушение осанки, особенно в период роста, может усугубить деформации костного скелета, ухудшить деятельность органов дыхания, кровообраще­ния, пищеварения, мочевыделения. При на­рушении осанки могут появляться головные боли, повышаться утомляемость, снижаться аппетит.

Видами неправильной осанки являются суту­лость, кругловогнутая спина, плосковогнутая спина и др. При сутулости, которая обу­словлена слабым развитием мышц спины, груд­ной отдел позвоночника значительно и равно­мерно выступает кзади («круглая спина»), голова наклонена вперед, грудная клетка упло­щена, плечи сведены, живот выпячен. Вялая осанка проявляется опущением головы, уплощением грудной клетки, отставанием от спины лопа­ток, сведением плеч, полусогнутыми в коле­нях ногами.

К нарушению осанки у детей могут привести раз­личные заболевания, в первую очередь рахит гипотрофия, ожирение, инфекционные болез­ни, а также нерациональный режим, неполно­ценное питание, неверно подобранные мебель дома и в школе  и т. д.

Предупредить возникновение неправильной осанки значительно легче, чем исправить,поэтому родители, сотрудники дошкольных и школьных учреждений должны постоянно сле­дить за формированием осанки у детей. Важное зна­чение имеют своевременное и полноценное питание, свежий воздух, массаж и гимнастика, закаливающие процедуры, подбор мебели в соответствии с ростом. Желательно, чтобы ребенок сам контролировал свою осанку. Не следует допускать, чтобы дети в первые месяцы жизни спали в мягкой постели и постоянно на одном и том же боку. Режим ребенка должен рацио­нально сочетать подвижные и малоподвижные занятия. Большое внимание следует уделять укреплению его мышечного аппарата. В воз­расте 1’/2—2 мес. рекомендуется начинать мас­саж (см. Грудной ребенок). Упражнения со сгибанием и разгибанием конечностей надо начинать в возрасте 3—4 мес., когда физиоло­гическое напряжение мышц-разгибателей и мышц-сгибателей рук становится одинаковым. Дети 3 лет и старше должны заниматься гимна­стикой, подвижными играми, утренней гимна­стикой, совершать прогулки (см. Дошкольный возраст, Школьный возраст). Рекомендуют ходить на лыжах и плавать. Одежда во время подвижных игр должна быть свободной и не стеснять движений. Физическая нагрузка строго дозируется, чередуется с отдыхом. Во время занятий с детьми за столом обращайте внимание на освещенность комнаты. При недо­статочном освещении дети сутулятся, прини­мают неправильные позы. Формированию пра­вильной осанки способствуют закаливающие проце­дуры. Они укрепляют здоровье ребенка, повы­шают его жизненный тонус. Большое значение имеет достаточный сон, который дает отдых нервной системе, мышцам, уменьшает нагрузку на позвоночник, суставы ребенка.

При нарушениях осанки большое значение имеет лечебная физкультура. Рекомендуется выполнять упражнения для укрепления мышц спины и живота в положении стоя, на четве­реньках и лежа .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *