Осязание

ОСЯЗАНИЕ дает человеку возможность опре­делять на ощупь различные свойства того или иного предмета: форму, размеры, температуру, влажность, характер поверхности (гладкая, шероховатая и т. д.). Функция осязания зависит от деятельности различных чувствительных струк­тур (рецепторов), находящихся в коже, — тем­пературных, тактильных (воспринимающих прикосновение и давление), болевых. Темпера­турные рецепторы делят на две группы: воспри­нимающие холод и воспринимающие тепло. Первые располагаются ближе к поверхности кожи; их почти в тысячу раз больше, чем рецеп­торов, воспринимающих тепло, которые залегают в более глубоких слоях кожи и медленнее реагируют на изменение температуры. Разной глубиной залегания тепловых и холодовых рецепторов объясняют возникновение парадок­сального ощущения холода при кратковремен­ном прикосновении нагретого предмета. Так­тильные рецепторы расположены на поверхно­сти кожи и слизистых оболочек, особенно много их на кончиках пальцев рук и губах. В волосистой части кожи, составляющей около 90% всей поверхности кожи, нервные окончания особенно многочисленны; именно они обеспе­чивают основную часть тактильной чувстви­тельности. Ощущение прикосновения и давле­ния обычно достаточно точно локализуется. Это вырабатывается посредством опыта под контролем других органов чувств, главным образом зре­ния и мышечного чувства. Болевые ощущения возникают под действием раздражений чрез­мерной силы. Они сигнализируют организму об опасности и вызывают оборонительные реак­ции, направленные на устранение раздражения. У новорожденных осязание играет основную роль в процессах взаимодействия с окружа­ющей средой. У взрослых людей осязание служит важным дополнительным источником инфор­мации в различного рода сложных ситуациях, а также в некоторых видах трудовой деятельности. У людей, лишенных зрения, осязание играет ведущую роль в познании окружающего мира. Пользуясь осязанием, слепые способны выполнять тонкую и сложную работу. Особенно высокой степени развития осязания достигает у лишенных как зрения, так и слуха. Специальное обучение таких людей речи, письму, трудовым навыкам основано на совершенствовании у них чувства осязания. Наруше­ние осязания выражается в полной или частичной его потере, что связано с поражением соответству­ющих отделов нервной системы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *