Память

ПАМЯТЬ — способность к запечатлению, сохранению и последующему воспроизведению (или узнаванию) того, что ранее было воспри­нято, пережито или сделано.

Изучение памяти началось много веков назад. Память всегда связывалась с процессом обуче­ния (т. е. накопления информации), а попытки объяснения памяти совпадали с известными на дан­ном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответ­ствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то мате­риальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.

Две тысячи лет спустя франц. философ и естествоиспытатель Р. Декарт, создатель «гид­равлической» модели нервной системы, предпо­ложил, что частое использование одних и тех же пустотелых трубок (так Декарт представлял себе строение нервных волокон) приводит к их растяжению и снижению сопротивления движе­нию «жизненных духов», что сопровождается формированием навыков, т. е. запоминанием. Позже, уже в 19 и начале 20 в., в связи с созда­нием телефонной сети, электронно-вычисли­тельных машин, магнитофонов и других устройств память трактовали в соответствии с принципами, на которых основаны механизмы действия этих устройств.

Наконец, развитие генетики и молекуляр­ной биологии, раскрытие механизмов хранения генетической информации побудили привлечь к объяснению механизмов памяти уже биологические аналогии. В частности, предполагают, что механизмы по крайней мере одного из видов памяти имеют молекулярную основу (запечатление информации сопровождается изменениями в системе ферментов, локализующихся в нервных клетках, увеличением содержания в них нуклеиновых кислот и т. д.).

Традиционно психологи, которые первыми стали экспериментально изучать память, выделяют четыре ее вида: двигательную, связанную с запоминанием и воспроизведением движений; образную, сферой которой является запоминание чувственных образов, предметов, явлений и их свойств (образную память делят на зрительную, слу­ховую, осязательную и т. д.); словесно-логическую (свойственную только человеку форму памяти), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаклю­чений и т. д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением; эмоциональную память, ответственную за запоминание и воспроизведе­ние чувственных восприятий совместно с вызы­вающими их объектами.

Основным процессом памяти следует считать запоминание, т. к. именно оно обеспечивает полноту и точность последующего воспроизве­дения, а также длительность и прочность хране­ния информации. Этот процесс может иметь непроизвольный или произвольный характер. В первом случае он сопровождает какие-либо действия человека и не направлен на соб­ственно запоминание (напр., читая книгу, мы не стараемся специально запомнить чьи-либо слова или описание пейзажей, но тем не менее способны воспроизвести некоторые фразы, описа­ния пейзажей, сюжетный ход повествования и т. д.). Произвольное запоминание связано с предварительной установкой на запоминание чего-то определенного и, как правило, с приме­нением специальных приемов и методов, облег­чающих достижение цели (так наз. приемов мнецотехники). Этот вид запоминания в целом продуктивнее непроизвольного, но требует более благоприятных условий (понимания и осмысливания запоминаемого материала, пре­дельного внимания и сосредоточенности, тишины и т. д.). Непременным условием повы­шения продуктивности произвольного запоми­нания является систематическая тренировка памяти. При этом одновременно тренируются непроизвольное запоминание и так наз. механи­ческая память, не связанная с пониманием усво­яемого материала. Заучивание, «зазубривание» чего-либо наизусть до автоматизма при своей внешней непривлекательности в некоторых слу­чаях необходимо для успешного обучения.

Сведения, накопленные памятью человека, его знания, опыт (т. е. результат всех форм обу­чения) реализуются в виде воспроизведения. Самая простая его форма — узнавание предме­тов, явлений и событий, связанных с ними, при повторном восприятии. Гораздо сложнее вос­произвести их в тот момент, когда они нами не воспринимаются. Это произвольное воспроиз­ведение прошлого опыта, произвольное воспо­минание (по «заказу», при необходимости). Примером может послужить необходимость прочитать стихотворение наизусть, вспомнить химическую или математическую формулу при решении задачи и т. д.

При этой форме воспроизведения повы­шается возможность забывания — от неспособ­ности припомнить до полного неузнавания. Забывание при этом может быть и временным, и длительным, и постоянным, а причины его — непрочность запоминания, эмоциональное воз­буждение, а также некоторые психические рас­стройства, злоупотребление алкоголем и т. д.

Несмотря на то что память человека в достаточ­ной мере индивидуальна, в зависимости от прочности запоминания, точности и полноты воспроизведения и характера запоминаемого материала можно выделить словесно-образный, художественный), словесно-логический (аб­страктный) и промежуточный типы памяти. В пределах индивидуальной памяти выделяют еще две формы — кратковременную (или опе­ративную) и долговременную. Оперативная память удерживает сведения о раздражителе около получаса, после чего информация либо переходит в долговременную память, либо забы­вается. Есть основания полагать, что в основе оперативной памяти лежит циркуляция нервных сиг­налов от одной нервной клетки к другой. Уже показано, что этот тип памяти связан с деятельно­стью специальной структуры головного моз­га — гиппокампа. При удалении гиппокампа (напр., в ряде случаев у больных, страдающих тяжелыми эпилептическими припадками) память перестает функционировать и больной становится не способным к запоминанию чего- либо нового. Вопрос о том, как оперативная память переходит в долговременную, т. е. как именно человек запоминает что-то, пока не решен. На модели условных рефлексов показано, что в процессе запоминания изменяются внешний вид и функция синапсов, передающих возбуждение от нейрона к нейрону. Сильно изменяется и химический состав нервных клеток. В процессе запоминания очень важная роль принадлежит рибонуклеиновой кислоте (РНК). Известно, что РНК переносит наследственную генетичес­кую информацию от ядра клетки в цитоплазму, где происходит синтез того или иного белка. Нервные импульсы, поступающие к нервной клетке, стимулируют выработку РНК, что в свою очередь предопределяет синтез нового белка, высокочувствительного к обусловившим его формирование знакомым импульсам. Поэтому знакомые импульсы легче возбу­ждают клетку, и таким образом событие фик­сируется в мозге. С течением времени, если такие импульсы не поступают, белок посте­пенно распадается и следы запоминаемой информации стираются. Так, на смену преж­нему представлению об электрической природе памяти пришла идея, что в основе памяти лежит элект­рохимическая деятельность.

Память характеризуется не только количе­ственно, объемом, но и качественно — точно­стью, своевременностью. Достаточность памяти проявляется в способности запоминания необходимого материала, удержания его на нужный срок и воспроизведения с нужной пол­нотой. Запоминание второстепенного при незапоминании нужного, неразличение материала для оперативного и долговременного удержа­ния, случайность, вторичность для ситуации воспроизводимого материала являются свой­ствами ума, а не памяти. Возможности памяти варь­ируют в широких пределах. Известны уникаль­ные случаи кратковременной память, которая в тече­ние нескольких часов удерживает большое количество формализованного (цифры, текст) материала. Хорошее механическое запомина­ние отмечено у некоторых больных олигофре­нией. Ошибки памяти касаются воспроизведе­ния. Обычно они представлены смещением в месте или времени действительно бывших событий, их связи. Такие ошибки памяти, как пере­живания «уже ранее виденного» в незнакомом месте или «никогда не виденного» в знакомой ситуации, связаны с тонкими изменениями соз­нания. Особые психические состояния (силь­ные волнение, страх и т. п.) оказывают влияние на функции памяти — запечатление, удержание и воспроизведение. Общий душевный подъем улучшает все функции памяти; волнение, страх у разных индивидов может обострить или парали­зовать память. Сильные эмоции могут изменить состояние сознания, сужение которого ограничи­вает восприятие и запоминание происходящего, помрачение его позволяет запомнить лишь слу­чайные, бессвязные детали. Любое изменение сознания нарушает воспроизведение материала из запаса памяти, поскольку нарушает целостность, непрерывность психической жизни в ее прош­лом и настоящем.

Острое расстройство памяти характерно для нарушений сознания, вызванных отравлением, травмой, иным поражением мозга. При этом «провал» в памяти (так наз. амнезия) может охваты­вать и период здоровья, непосредственно пред­шествовавший расстройству сознания, а спо­собность запоминания и удержания, полнота воспроизведения материала восстанавлива­ются также не всегда сразу по возвращении сознания.

Острое кратковременное поражение мозга, особенно сопровождавшееся его гипоксией, может вызвать необратимые расстройства памяти, которые выражаются в слабости запоминания и удержания нового материала; воспроизведение прежнего запаса знаний сохраняется. Полная утрата памяти на прошлое вплоть до забывания своего имени с сохранением способности запо­минания и удержания текущих событий, даже если этому предшествовало серьезное пораже­ние мозга, имеет индивидуально-психологическую причину и не является собственно рас­стройством памяти. Такое же происхождение имеют случаи избирательного забывания отдельных событий, обстоятельств, имен и т. п., если запо­минание и удержание не нарушены. При психи­ческих заболеваниях расстройства памяти могут выражаться нарушениями воспроизведения в виде вытеснения субъективно неприятного материала, избирательности воспоминания, мнимых воспоминаний, фантазирования, ино­гда имеющего бредовое содержание. Длитель­ные расстройства памяти, включающие ослабление как воспроизведения, так и запоминания и удер­жания. свойственны затяжным телесным болез­ням, состояниям истощения. При выздоровле­нии память восстанавливается тем быстрее, чем моложе возраст; длительное заболевание в старческом возрасте может приводить к необратимому снижению психических функ­ций, включая память. Необратимые расстройства памяти возникают также при хронических заболеваниях моз­га. При этом формы нарушения памяти могут быть различны в зависимости от локализации пато­логического процесса в головном мозге; это позволяет уточнить невропатологический и психиатрический диагноз.

Естественное ослабление памяти с возрастом первоначально связано со снижением функцио­нальной активности психики, в частности спо­собностей к концентрации внимания, сосредо­точения на своих действиях, одновременного удержания многих представлений, а также с отвлекаемостью, снижением эмоциональности, заинтересованности и т. д. Собственно возрас­тное ухудшение памяти наступает постепенно, начи­наясь с ухудшения запоминания нового мате­риала и его удержания. Затем сокращается багаж памяти: вначале утрачивается память на недавние, а потом и на давно прошедшие собы­тия. Старики помнят свою молодость лучше, чем последние годы. При этом утверждение о прекрасной памяти на прошлое верно только в срав­нении с памятью на настоящее, т. к. память на прош­лое, как правило, содержит много ошибок (сме­щение событий во времени, заполнение пробе­лов сходным материалом и т. п.) Физиологичес­кое возрастное ослабление памяти обычно касается имен, дат, интеллектуальных понятий и ассо­циаций, а также событий, не затрагивающих личность. Утрата же памяти на события личной жизни, память об эмоциональных переживаниях свидетельствует о более глубоких, нежели воз­растные, изменениях психики. Утрата памяти на названия и предназначение конкретных предме­тов, практических действий, а также двигатель­ных навыков свидетельствует о серьезных моз­говых поражениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *