Половое воспитание

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ — система медицинских и педагогических мер, направленных воспитание у детей, подростков и молодежи разумного, здорового отношения к вопросам пола. Задача полового воспитания — способствовать гармоническому развитию подрастающего поколения полноценному формированию детородной функции, содействовать укреплению брака семьи.

Многие считают, что половым воспитанием надо заниматься тогда, когда дети вступают в период полового созревания. Это представление неправильно, так как по некоторым аспектам половое вос­питание необходимо начинать уже в раннем детстве.

От полового воспитания следует отличать половое просвещение, которое заключается в ознакомлении подростков с анатомо-физиологическими, ceксосологическими, гигиеническими и другими сведениями по вопросам пола и половой жизни. Половое воспитание необходимо проводить с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей. Обяза­тельное условие его эффективности — единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей. Проблемы полового воспитания должны быть тесно связаны с общей системой нравственного воспитания. Однако иногда считают, что обсу­ждать эти проблемы неприлично, стараются обойти молчанием вполне естественные вопро­сы, которые занимают молодежь. Неподготовленность и неосведомленность подростков в вопро­сах пола нередко оборачиваются тяжелыми жизненными драмами. При всей сложности и деликатности проблемы полового воспитана родители, педагоги и медработники долж­ны своевременно и правильно ответить на вопросы, волнующие подрастающее поко­ление.

Не осведомленные в вопросах пола подростки часто пугаются физиологических изменений, которые происходят в их организме, стыдятся их. Не найдя ответа у родителей и педагогов, они нередко прибегают к случайным источникам, как правило, получая по интересующим их вопросам неверное, искаженное представление. В связи с этим совершенно очевидно особое значение полового воспитания в общей системе воспита­ния подрастающего поколения.

В половом воспитании можно условно выделить несколько этапов. Детям дошкольного возраста необхо­димо прививать элементарные гигиенических навыки и правила поведения. Важное значение имеет закаливание организма ребенка, т. к. правиль­ное половое развитие тесно связано с общим физическим развитием. При уходе за детьми надо, в частности, устранять раздражающие воздействия на так наз. эрогенные зоны (см. Половая жизнь). В связи с этим следует избе­гать неудобной, тесной одежды, предупреждать или своевременно устранять глистные забо­левания. Очень важно обеспечить здоро­вую атмосферу в семье, проникнутую взаим­ным уважением и любовью. Родители долж­ны поддерживать в детях появляющееся обыч­но в этом возрасте желание помочь в до­машней работе, требовать от мальчиков чтобы они помогали девочкам выполнять за­дания, связанные с физической нагрузкой и т. п.

Большую роль в половом воспитании играет загруженность детей работой, определенными обязанностями дома и в школе. К. Д. Ушинский указывал на то, что стремление некоторых родителей оградить своего ребенка от труда и любой ответственно­сти, создать максимум благ и минимум трудно­стей приводит к моральному притуплению, скуке, погоне за низменными наслаждениями. Он писал, что «без труда, без этой узды сердце предоставленное необузданности своих стрем­лений, сбивается с дороги и, если оно порыви­сто и возвышенно, быстро достигает бездонней пропасти ничем неутолимой скуки и мрачное апатии; если же оно мелко, то будет погру­жаться день за днем, тихо и незаметно в тину мелких недостойных человека хлопот и живот­ных инстинктов».

В возрасте 2—3 лет у детей постепенно фор­мируется сознание принадлежности к опреде­ленному полу. И как следствие естественного процесса познавания окружающего мира, появ­ляются зачатки интереса к вопросам пола. Это выражается в многочисленных вопросах, которые дети неизбежно задают родителям, подчас повергая их в смущение, ставят в затруднитель­ное положение. На вопросы детей дошкольного возраста, интересующихся «тайной» появления детей на свет, в т. ч. и самого себя (вопросы типа «откуда я взялся?»), следует отвечать про­сто и доступно, не детализируя, не прибегая к вымыслу и сказкам об «аистах», «капусте» и т. п. Излишнее разъяснение может пробудить в детях интерес к тем сексуальным подробно­стям, о которых они не подозревали и, естествен­но, не упрашивали. Дети младшего возраста довольствуются ответами матери: «Я родила тебя в роддоме» или «Ты вырос у меня в живо­тике». В то же время отказ отвечать на эти вопросы обычно лишь подогревает интерес ребенка к теме, заставляет искать ответа у более «осведомленных» старших товарищей. Что касается вымыслов и сказок, то рано или поздно наступает разоблачение этих уловок и как следствие возникают недоверие детей к родителям и дальнейшее активное стремление «просветиться» относительно таинственной и тщательно скрываемой от них стороны жизни. Для объяснения факта рождения детей ребенку дошкольного возраста можно привести сравне­ние из жизни животных. Если дети случайно становятся свидетелями рождения, напр., котят, надо обратить их внимание на ярко выра­женные материнские инстинкты кошки, позво­лить им ухаживать за котятами. Важно добиться у ребенка уважения ко всему, что свя­зано с рождением, в первую очередь почтитель­ного отношения к матери. Все эти, казалось бы, несложные объяснения и воспитательные меры надо проводить в соответствующем воз­расте; упустить время — значит способствовать появлению у детей недоверия и критического отношения к родителям.

В младшем школьном возрасте педагогичес­кой задачей родителей является учет физиоло­гических и психологических особенностей детей на этом этапе развития. Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиками и девочками в этом периоде важно формировать такие нрав­ственные качества, как стыдливость, сдержан­ность, готовность всегда оказать помощь и т. п. Установлению здоровых отношений между мальчиками и девочками способствуют органи­зуемые взрослыми совместные посещения музеев, театров, походы и другие мероприятия, вследствие которых формируются взгляды и инте­ресы.

Младшие школьники часто не обладают необходимым минимумом сведений о поле. Родителям, обнаружившим это, следует без смущения довести до сведения ребенка «тайну» его рождения, не прибегая к вымыслу и разъяс­нив ему, что теперь он «не маленький» и все может понять. Отмечено, что в этом возрасте дети воспринимают сведения о поле так же спо­койно, эмоционально нейтрально, как и любую другую информацию. Родителям тоже значи­тельно легче дать эти сведения детям в этот период, чем спустя 2—4 года, когда они вступят в период полового созревания с его гиперсек­суальностью и выраженной эмоциональной заинтересованностью по отношению к вопро­сам пола.

Нередко у детей младшего школьного воз­раста (так же, как и дошкольного) может воз­никать чувство симпатии, достигающее степени «влюбленности» и обычно направленное на старшего, как правило, красивого и сильного человека. При этом дети стремятся быть ближе к этому человеку, ласкаются, ухаживают за ним. В таких случаях не следует фиксировать внимание ребенка на подобной влюбленности. Надо постараться переключить его на новые интересы, книги, игры и т. п. Обычно такая влюбленность со временем проходит сама собой.

Половое воспитание в период полового созревания должно учитывать в первую очередь происходящие в это время изменения в организме и личности подростка. Девочки вступают в подростковый период в 10—12 лет, а мальчики в 12—14 лет. Этот возраст характеризуется интенсивным обогащением внутреннего мира подростков, усилением функции эндокринных желез, осо­бенно половых, способствует постепенному пробуждению полового влечения. У детей появ­ляются также черты взрослости: стремление к самостоятельности, самоутверждение, желание добиться того, чтобы взрослые считались с ними. В личности подростка особенно выра­жена дисгармония между процессом полового созревания, проявлением полового влечения и уровнем зрелости. Поэтому чрезвычайно важ­но, чтобы правильное представление о половом развитии и гигиенических навыках подросток получил от родителей, а не от случайных знако­мых. Прежде всего в период полового созрева­ния девочку следует подготовить к тому, что у нее появятся менструации (см. Менструальный цикл), а мальчика — к появлению поллюций. Матери должны научить девочек правилам туа­лета при менструации, ведению менструального дневника, рассказать о физиологии этого явле­ния, об одежде, питании и режиме в этот период. Мальчики должны знать, что поллю­ции — это закономерное, естественное явле­ние, при котором необходимо соблюдение элемен­тарных правил гигиены.

В период полового созревания надо обере­гать подростков от преждевременного пробу­ждения чувственности, и в этом решающую роль играют условия жизни подростков в семье, в школе, на улице. Нездоровая атмосфера в семье (пьянство, брань, безнравственное пове­дение взрослых) формирует распущенность, цинизм.

Возбуждающе действуют на детей эротичес­кие сцены в кино и в жизни, а также неконтро­лируемое чтение соответствующей литерату­ры. Вредное влияние оказывает также предо­ставленная детям возможность подолгу нежиться в постели; совершенно недопустим алкоголь, крайне пагубно влияющий на форми­рующийся организм подростка.

Предупредить раннее появление полового чувства вовсе не значит подавить половое чув­ство вообще. Основная цель полового воспитания подрост­ков — научить их управлять половым чувством, воспитать в них моральную устойчивость ко всякого рода развращающим влияниям. Необ­ходимо правильно организовать жизнь подрост­ков до наступления половой зрелости, чтобы подготовить их к тому моменту, когда возник­нут реальные возможности удовлетворения полового влечения. Половое воспитание подростков старшего школьного возраста, юношей и девушек, окон­чивших школу, включает раскрытие нравствен­ных, социальных и гигиенических аспектов взаимоотно­шения полов, ознакомление с основами гиги­ены и физиологии половой жизни, гигиены брака.

В этот период у девушек возникает желание нравиться окружающим и в первую очередь мужчинам, стремление к сопереживанию, любви и ласке. Они много заняты своей вне­шностью. Усиливается интерес к «тайнам» любви. Юноши присматриваются к девушкам, стараются выглядеть взрослее, в связи с чем нередко перенимают привычки взрослых, в т. ч. и вредные (курение, употребление алкого­ля). Прежние привязанности мальчиков к друзьям и девочек к подругам отступают обычно на второй план. Возникающие неясные желания молодые люди не всегда могут пода­вить, чувствуют себя неловко в обществе свер­стников противоположного пола. Поэтому важно тактично помочь им в этой сложной для них ситуации. При правильной организации режима в этот период, если жизнь молодых людей заполнена увлекательными делами, про­низана доброжелательным отношением друг к другу, чрезмерного интереса к вопросам пола не возникает. В связи с этим исключительное значение приобретает воспитание в каждом молодом человеке разносторонних интересов. Следует активно пропагандировать занятия физкультурой и спортом, которые способствуют гармоническому развитию его организма, вос­питанию ценных волевых качеств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *