Половое созревание

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ — процесс достиже­ния организмом половой зрелости, т. е. способ­ности к размножению. У человека период полового созревания называют переходным, или пубертатным, периодом. Формирование полового инстинкта (см. Половое влечение) происходит постепенно, но наиболее интенсивно в период полового созревания. У деву­шек в это время появляется первая менструа­ция — менархе (см. Менструальный цикл), а у мальчиков — первая эякуляция (ойгархе), как правило, а виде поллюций. В этот период, главным образом под влиянием активной деятельности желез внутренней секреции (см. Эндокринная система), происходит глубокая перестройка всего организма. Усиливается рост тела в дли­ну, формируются вторичные половые призна­ки: у мальчиков начинается рост волос на лице и на теле, увеличивается размер кадыка («ада­мова яблока»), «ломается» голос; у девочек округляются контуры тела за счет отложения жира в подкожной клетчатке (в первую очередь на бедрах, ягодицах), увеличиваются грудные железы, раздаются в ширину кости таза.

У девочек половое созревание начинается раньше, чем у мальчиков. Принято считать нормальным начало полового созревания у девочек а 10—12 лет и окончание в 16—18 лет, а у мальчиков соответственно в 12—14 и 18—20 лет. Впрочем, сроки наступле­ния полового созревания, а также его интенсивность значи­тельно колеблются в зависимости от многих факторов — наследственных особенностей, бытовых и социально-экономических условий, состояния здоровья, характера питания, кли­мата и т. д. Различные неблагоприятные вли­яния (плохие бытовые условия, неполноценное питание, перенесенные заболевания и т. д.) обычно вызывают задержку или дисгармонию физического и психического развития. Однако вся многообразная перестройка детского орга­низма в период полового созревания не может быть объяснена только изменениями, происходящими в сек­суальной сфере. В это же время меняется пси­хика подростка, перестраивается деятельность нервной системы (см. Подростковый возраст, Психогигиена). В процессе полового созревания завершается становление так наз. полового сознания, т. е. способности осознавать себя носителем опреде­ленного пола, а также регулировать свое пове­дение в соответствии с принятыми в обществе морально-этическими требованиями, установ­ками (см. Половое воспитание). В это время пробуждается интерес к противоположному полу, хотя он не сразу приобретает окраску, характерную для периода зрелой сексуально­сти. Как правило, вначале у подростков форми­руются своеобразные отношения, которые можно определить как платоническую влюбленность, окрашенную романтически возвышенным чув­ством. Лишь впоследствии, с завершением про­цесса полового созревания, пробуждаются специфические сек­суальные эмоции, проявляется половая актив­ность и формируется зрелое половое сознание с гармоничным соотношением всех его компоне­нтов.

Одной из характерных особенностей физи­ческого развития в период полового созревания является вре­менное нарушение пропорций тела. Рост ко­нечностей значительно опережает рост тулови­ща, в связи с чем движения становятся углова­тыми, неуклюжими. Обычно подростки, сознавая происшедшую в них перемену, фиксируют на ней свое внимание, отчего становятся еще более неуклюжими, неловкими. У мальчиков интенсивно возрастает мышечная сила, увели­чивается масса мышц (за 2-—3 года в период полового созревания она увеличивается в среднем на 12%, в то время как с момента рождения до 8 лет — всего на 4%). За интенсивным ростом скелета и раз­витием мышечной системы не всегда поспевает развитие внутренних органов. В частности, сер­дце обычно опережает в росте кровеносные сосуды, что может быть причиной повышения артериального давления крови и некоторого затруднения в работе самого сердца. В период полового созревания организм испытывает повышенные на­грузки, в силу чего преходящая недостаточ­ность функции сердца (так наз. юношеское сер­дце) может иногда проявляться головокружени­ями, небольшим цианозом и похолоданием конечностей, легкой головной болью, утомля­емостью.

Особенно заметные перемены происходят в психике подростка. На фоне закономерного обогащения ее за счет новых впечатлений и переживаний обращают на себя внимание неустойчивость эмоциональной сферы, подвижность, изменчивость и противоречи­вость настроений. Подростки нередко прояв­ляют повышенную чувствительность, которая может сочетаться с черствостью, а застенчи­вость у них может сосуществовать с нарочитой развязностью, вызывающим поведением. У них нередко проявляются скептицизм и критичес­кое отношение ко всему общепризнанному, нетерпимость к родительской опеке. В этот период нередки неврозоподобные состояния (см. Неврозы), снижение работоспособности, раздражительность, плаксивость (у девушек особенно в период менструации).

Эти особенности развития организма подростка в период полового созревания требуют от родителей и педагогов чуткого отношения. Хотя не сле­дует фиксировать внимание подростка на изме­нениях, происходящих в нем, тем не менее надо деликатно разъяснить ему их сущность и биоло­гический смысл. Очень важно, чтобы в этот период подросток видел в родителях и педаго­гах друзей, к которым можно обратиться по любому вопросу. Поэтому воспитание в этом возрасте должно приобретать такие формы и использовать такие методы, которые помогут переключить внимание подростков на самые разнообразные виды деятельности.

Существенную роль в период полового созревания играет и нормальное физическое развитие подростка. Для этого необходимо уделять большое внима­ние питанию, закаливанию, физической куль­туре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *