Психическое развитие ребенка

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА. Разви­тие психики ребенка — процесс созревания и усложнения психических функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов — наследственно-биологических и социальных (воспитания, обучения и др.). Психика ребенка находится в непрерывном развитии, которое протекает не всегда равномерно: периоды отно­сительно медленного, постепенного созревания сменяются периодами бурного развития. Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физиологическими и психологичес­кими особенностями ребенка, появлением новых социальных потребностей и определен­ным характером взаимоотношения с окружа­ющей средой.

В процессе развития ребенка постепенно углубляются его знания, развиваются умствен­ные способности, формируется отношение ребенка к окружающему, происходит становле­ние личности. Отдельные психические функции созревают последовательно и поэтапно:

первый этап — развитие основных двигательных функ­ций — от момента рождения до 1 года;

Второй-развитие более сложных двигательных функ­ций и созревание чувственной сферы — от 1 года до 3 лет;

третий — созревание эмоциональ­ной сферы — от 3 до 12 лет; четвертый — соз­ревание мыслительной деятельности — после 12 лет. Выделение этапов не означает, что фор­мирование каждой психической функции начи­нается и завершается в строго очерченные периоды времени. Новое психическое качество, новая функция начинают формироваться на предшествующих этапах развития, задолго до начала того этапа, на котором они созревают. В связи с этим выделение последовательных эта­пов психического созревания является в извест­ной мере условным.

На первом этапе развития психики ребенка происходят преимущественное созре­вание и дифференциация двигательных функ­ций. Реакции ребенка в первые дни, недели его жизни — преимущественно двигательные (крик, двигательное беспокойство и т. п.). Они возникают в ответ на любые раздражители — холод, голод, резкое изменение положения тела. Начиная с 3—4-месячного возраста деятельность ребенка принимает преимуще­ственно игровой характер, во время игры своими ручками, ножками у него появляются первые эмоции. В то же время эти игровые дей­ствия создают предпосылки для постепенного формирования у него представлений о своем теле. По мере совершенствования двигатель­ных навыков создаются условия для усложне­ния игровой деятельности, малышу становится доступным обращение с различными предме­тами.

Параллельно с совершенствованием двига­тельных функций развивается эмоциональная сфера ребенка. У него появляются элементар­ные чувства и эмоции буквально с первых дней жизни. Раньше всего — отрицательные эмоции, возникающие в ответ на неблагоприятные воз­действия (понижение температуры окружа­ющей среды, переполнение кишечника или спазмы пустого желудка, шум, крик окружа­ющих и т. п.). Если на самых ранних этапах жизни эмоции имеют безусловнорефлекторную природу (т. е. возникают в ответ на воздействие жизненно важных раздражителей), то уже со 2—3-го мес. жизни некоторые эмоциональные реакции приобретают условнорефлекторный характер (см. Рефлексы). Так, приближение матери, появление бутылки с молоком вызы­вают у ребенка положительную эмоциональ­ную реакцию; первая улыбка как выражение положительной эмоции может наблюдаться уже на 2-м мес. жизни. К 6—7-му мес. жизни малыш испытывает радостные эмоции при виде игрушек; в 9—10-месячном возрасте он спосо­бен проявлять эмоции, схожие с чувством рев­ности, при обращении взрослых к другому ребенку; у него появляется чувство удивления, которым он реагирует на новое, необычное явле­ние. что свидетельствует о начале познаватель­ного отношения к окружающему, о развитии памяти.

Необходимая предпосылка становления познавательной деятельности — способность сосредоточивать внимание. К концу 1-го мес. жизни ребенок лишь в течение нескольких секунд может следить за ярким предметом, а уже через несколько месяцев он способен довольно долго задерживать свое внимание на предмете. Однако способность сосредоточивать внимание еще крайне слабая, объем его узок, оно нестойкое.

На втором этапе развития психики двигательные реакции в процессе своего услож­нения и дифференциации становятся основой для формирования у ребенка психомоторных актов, которые все больше приобретают осознан­ный характер. В этом возрасте различные манипуляции с игрушками заключают в себе элементы не только целенаправленных движе­ний, но и сознания (т. е. отношения ребенка к окружающей среде).

Начало второго этапа характеризуется пере­ходом ребенка из горизонтального положения в вертикальное (ребенок начинает самосто­ятельно стоять, ходить), что создает предпо­сылки для резкого качественного сдвига в его развитии. Становление функции ходьбы, возможность самостоятельного передвижения резко увеличивают объем получаемых ребен­ком информации и впечатлений об окружа­ющей его среде, расширяют возможности общения с людьми.

Важнейшую роль в развитии психики на этом этапе играет овладение речью. Появление речи существенно влияет на формирование дру­гих психических функций — познавательной деятельности, эмоциональной сферы и др. Так, для развития и усложнения эмоциональной сферы весьма существенное значение имеет словесная оценка взрослыми своего отношения к ребенку и его действиям. Очень важно, чтобы словесная оценка «это хорошо, а это плохо» подкреплялась соответствующими жестами, мимикой, интонациями, т. к. в этом возрасте слово, лишенное эмоциональной окраски, не воздействует на ребенка. Развивается воля — стремление получить желаемое, появляется настойчивость. Возраст 3 года иногда называют возрастом первого упрямства. А упрямство — это противопоставление своих желаний и отстаивание их. Иными словами, ребенок начал осознавать себя, свое Я как личность.

На 2—3-м году жизни развиваются уже эле­ментарные эстетические чувства, а также познавательные эмоции; чувство удивления, характерное для годовалого ребенка, сменяется любознательностью, что обусловливает появ­ление столь характерного пя этого этапа мно­жества вопросов, задаваемых малышом.

На третьем этапе змоцин становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее малодифференцированное радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерас­тает в более сложное чувство симпатии, привя­занности — складывается система эмоциональ­ных отношений. Развиваются познавательные эмоции формируются высшие, нравственные эмоции — чуткость, забота, чувство дружбы и товарищества, долга и т. п.

Наряду с постепенным усложнением и созре­ванием эмоциональной сферы развиваются дру­гие психические функции — восприятие, память и внимание, двигательная сфера, воля. Уже на втором и третьем этапах развития закладыва­ются основы мыслительной деятельности ребенка; формируются простые, а затем более сложные понятия и суждения.

Четвертый этап развития психики характеризуется тем, что именно в этот период происходит основное формирование мысли­тельной деятельности ребенка. Ребенок уже может иметь самостоятельные суждения, строить в уме предварительный логический план своих действий и поступков, анализиро­вать факты, делать умозаключения. Он сво­бодно оперирует абстрактными понятиями и категориями. На смену преимущественно чув­ственным формам познавательной деятельно­сти постепенно приходит логическое мышле­ние, индивидуальное сознание все больше при­обретает черты сознания коллективного, обще­ственного. Именно в этом периоде оконча­тельно формируются высшие человеческие эмоции — познавательные, эстетические, нрав­ственные.

Психика ребенка развивается неравномер­но. иногда наблюдаются резкие сдвиги, внеза­пное появление качественно новых особенно­стей. Любые отклонения от нормы, как замед­ление созревания, так и ускоренное развитие, требуют консультации специалистов. В биоло­гическом и психическом развитии ребенка выделяются три критических периода: 3—4 года. 7—8 лет и 12—14 лет. Бурно протекающее физическое и психическое развитие в эти периоды часто вызывает резкое напряжение деятельности почти всех функциональных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *