Психогигиена подросткового возраста

Психогигиена подростко­вого возраста. Подростковый возраст — один из ответ­ственных этапов психического развития челове­ка, становления его личности. Перестройка, происходящая в центральной нервной системе подростка, усиленная воздействием половых гормонов, лежит в основе изменений его психи­ки.

Именно в этом возрасте интенсивно форми­руются самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психи­ческой сфере нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивиро­ванные колебания настроения, сочетание повы­шенной чувствительности, ранимости в отно­шении собственных переживаний и известной черствости и холодности к другим, застенчи­вости и подчеркнутой развязности, самоуверен­ности.

Повышается интерес к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые кри­тические замечания по этому поводу. В мышле­нии подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных фило­софских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Именно в этом возрасте пробуждается сексуальное влечение, что нередко влечет за собой сложные кон­фликтные переживания.

В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, связанная с неравномерно­стью психического и физического созревания. Черты «детскости» сочетаются у них с проявле­ниями «взрослости», и потому поведение часто выглядит непоследовательным, возможны и его нарушения.

Так, при чрезмерных требова­ниях к подростку (непременно быть отлични­ком в учебе, заниматься иностранными языка­ми, музыкой и т. п.) без учета его склонностей и способностей нередко возникают реакции протеста, которые могут проявляться демонстра­тивными прогулами или побегами из дома.

В основе такого поведения лежит стремление избавиться от трудностей или привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Подобные реак­ции возникают и в случаях потери привычного внимания и ласки со стороны родителей, близ­ких (напр., при появлении в семье отчима, мачехи, другого ребенка).

Стремление к свободе

Одна из характерных форм реакции подростка — желание освободиться от опеки или контроля взрослых (родителей, воспитате­лей). В основе подобных реакций обычно лежит утрированное стремление к самоутверж­дению, достижению самостоятельности. В этих случаях подросток стремится в любой ситуации поступать по-своему, старается как можно раньше отделиться от родителей и семьи, посту­пить на работу или учиться в другом городе и т. п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют стремление подростка к самосто­ятельности.

Это может стать причиной тяже­лых конфликтных ситуаций в семье; страдают и родители, и подростки, у которых легко развива­ются неврозы с различной тяжестью проявле­ний. Но и потакать любым желаниям подростка неразумно. Порой требуется много такта и тер­пения для восстановления здоровой обстановки. Следует подчеркнуть, что в семье с нормаль­ными взаимоотношениями между родителями конфликты с детьми возникают реже и легко устраняются.

В поисках самоутверждения подростки иногда подражают определенному лицу, литературному образу, киногерою (так наз. реакции имитации). К сожалению, в этих случаях кумиром и эталоном для подражания может стать и антисоциальный герой, что отри­цательно сказывается на поведении подростка.

Нередки и так наз. реакции компенсации, когда подростки на глазах у окружающих стре­мятся совершить отчаянные или безрассудно смелые поступки, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т. д.

Огромную роль в формировании стиля пове­дения играет свойственное этому возрасту стремление к образованию подростковых групп, подчиняющихся определенным лидерам, причем вне стен школы лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания.

Явление акцелерации

Нарушение поведения в подростковом воз­расте в значительной мере связывается с хорошо известным явлением акцелерации. При этом дело не только в ускорении темпов физи­ческого развития и полового созревания, но и в диспропорции между физическим и социальным созреванием подростка.

В результате подрост­ки, зрелые в физическом и половом отноше­нии, в течение некоторого периода времени нередко обнаруживают черты психической инфантильности, «детскости» (повышенную внушаемость, подчиняемость постороннему влиянию и т. д.). Эта диспропорция нередко способствует нарушению поведения у подрост­ков, а отсутствие необходимых условий воспи­тания и обучения может стать причиной непра­вильного формирования личности.

Роль полового воспитания

В подростковый возраст велика роль полового воспитания. Необходимо своевременно и тактично разъяс­нить подростку характер физиологических изменений организма, сопутствующих насту­плению половой зрелости (первые менструации у девочек и поллюции у мальчиков). У неподго­товленных подростков эти естественные явле­ния могут вызвать невротические реакции.

Ошибочно стремление взрослых макси­мально ограждать подростка от любых сведе­ний, касающихся взаимоотношения полов, избегать любого упоминания о сексуальных проблемах. В этих случаях подростки неиз­бежно получают соответствующую информа­цию от старших ребят, приобретших уже известный опыт, что нередко приводит к прев­ратному, циничному представлению о половой жизни.

Важно занять правильную позицию при возникновении личных симпатий между маль­чиком и девочкой. Недопустимо говорить об этом в насмешливой форме, прибегать к запре­там. Следует помнить, что именно в этом воз­расте закладываются основы подлинно нрав­ственных взаимоотношений между полами. Бестактное вмешательство может неблагопри­ятно сказываться на психике подростков и при­вести к преждевременной половой жизни.

Серьезное внимание в этом возрасте следует уделять профилактике психических заболева­ний. Особого внимания в этом отношении тре­буют подростки с остаточными явлениями после перенесенных инфекционных болезней, ревматиз­ма, черепно-мозговых травм.

по версии Google

loading...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *