Психогигиена

ПСИХОГИГИЕНА — отрасль психиатрии и гигиены, изучающая факторы и условия окру­жающей среды и образ жизни, благотворно влияющее на психическое развитие и психичес­кое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья. Психическое здоровье — это состояние полного душевного равнове­сия, умение владеть собой, проявляющееся ров­ным, устойчивым настроением, способностью быстро приспосабливаться к сложным ситуа­циям и их преодолевать, способностью в корот­кое время восстанавливать душевное равнове­сие. Нарушение психического здоровья не равно­ценно душевной болезни. Оно может носить временный характер и возникать у практически здоровых лиц.

Постоянное изменение условий жизни и в частности, ознаменовавшая 20 веком научно-техническая революция воздействует на человека потоком сверхсильных раздражителей. В этих условиях в порядке приспособления смещается диапазон восприятия, как правило, в сторону его снижения. Так, современный городской житель не слышит столь чутко, не видит столь остро, как первобытный человек и даже как человек, живущий сегодня в деревне. Окружен­ный сверхсильными звуковыми или световыми раздражителями, он приспосабливается к этим высоким уровням раздражений, и у него сни­жается острота слуховых и зрительных воспри­ятий. Но такое приспособление не безразличо для здоровья и требует значительных психических и эмоциональных затрат. Человек на сильный шум отвечает повышенной психической возбу­димостью, раздражительностью, нарушениям- сна. Напр., постоянная громкая музыка в квар­тире — прямая угроза психическому здоровью больных или невольных слушателей. Поэтом необходимо бороться с шумом на улицах, на производстве, дома.

Избыток зрительных раздражений — много­часовой просмотр телевизионных программ передвижение с большими скоростями — также создает фон чрезмерной психической нагрузка Часто люди отмечают, что поездка на работу и домой утомляет их больше, чем сама работа. Во избежание таких перегрузок следует рекомендовать в свободное от работы время создавать обстановку, лишенную чрезмерных раздражителей.

Предупреждение болезненных психических реакций в процессе общения людей — серьез­ная задача психогигиены. Следует помнить, что настроение и его проявления вызывают соответствующий резонанс у окружающих: веселый человек поднимает настроение, опечаленный, озабочен­ный — снижает. Резкое слово, несправедливое замечание уже вызывают отрицательные эмо­ции. Неправильно сложившиеся внутрисемейные отношения нередко травмируют психику .Как правило, это бывает, когда в семье отсут­ствуют доброта, справедливость Стремление одного члена семьи подчинить, унизить, нака­зать другого нарушает психически здоровый климат всей семьи, особенно страдают дети .При отсутствии любви, доброты, понимания при жестокости родителей в детях развивают» такие черты, как упрямство, непослушание или трусость, безынициативность, безволие. Часто ожидание наказания вызывает тревожное настроение, легко переходящее в агрессию, вначале по отношению к более слабым (млад­шим детям, животным), а потом к сверстникам Семья, где присутствуют жестокость, злоба, психически неполноценна и поэтому нередко формирует лиц с психическими отклонениями Примером могут служить семьи алкоголиков.

Отрицательно сказывается на психике отсутствие психологического комфорта на работе. В возникающих конфликтах, в которые вовлекаются служащие, трудно сохранять само­обладание и объективность. Повышенное эмо­циональное напряжение искажает оценку происходящего. Даже нейтральные слова и поступки конфликтующих воспринимаются неправильно. Соответственно и ответные реак­ции теряют объективность. Через некоторое время после начала конфликта у ряда людей утрачивается чувство справедливости. Страдает эффективность работы, страдают люди, стра­дает их психика. Ключ к предупреждению таких ситуаций — повышение культуры обще­ния, взаимопомощь и взаимопонимание, уваже­ние к товарищам, доброжелательность. Это в одинаковой мере относится к взаимоотноше­ниям как служащих, занимающих важное поло­жение, так и руководителей и подчиненных. Культура общения заключается прежде всего в самообладании, в способности не показывать другим своего плохого настроения, в такте — умение соотнести свои переживания с пережи­ванием соседа, не делать, не говорить того, что неприятно услышать другому. Культурные люди, контролирующие свое поведение, легки и приятны в общении, создают тот необходи­мый микроклимат на работе, который способ­ствует хорошему настроению и щадит психику окружающих.

 

В общении людей огромное значение имеют их нравственные принципы. Они тесно перепле­тены с эмоциями, волей, интеллектом. Форми­рование гармонично развитой личности начи­нается с раннего детства. Развитие в ребенке доброты, сострадания, заботливости, желания помочь больному и слабому, чувства благодар­ности, скромности — это воспитание и эмоцио­нальное, и нравственное (см. Психическое раз­витие ребенка). Развитие терпения, настойчи­вости, умения навести порядок, организовать свои действия, стремления создавать, боязни разрушать, умения действовать целенаправлен­но, имея в виду определенную задачу, — это воспитание и волевое, и нравственное. Развитие умственных способностей, их тренировка — это воспитание интеллектуальное и волевое. По мере роста ребенка снижается влияние на него окружающей среды — человек в своих реше­ниях и поступках становится менее зависимым от прямых указаний. В этот период возрастает роль самовоспитания, которое тем успешнее, чем крепче нравственные устои, заложенные в дет­стве. Самовоспитание — обязательное требова­ние общества к каждому человеку, ибо никакое общественное воспитание не дает ожидаемых результатов без ответного стремления индиви­дуума соотносить свои поступки с принятыми нормами поведения. Совершенствование лич­ностных качеств означает и воспитание психи­чески здорового человека. Такой человек умеет сдерживать отрицательные эмоции, щадит окружающих, ему не свойственны эгоизм, он способен к состраданию и заботе. Эти качества обеспечивают ему уважение и любовь окружа­ющих. Любовь к труду, добросовестность обес­печивают личную удовлетворенность. Настой­чивость, терпение и самоконтроль помогают преодолевать неизбежные в жизни затрудне­ния. Особое значение для душевного благопо­лучия имеет самодисциплина. Владеющий собой человек не создает конфликтов и тушит их, едва они возникают.

Психогигиена неразрывно связана с гигиеной половой жизни и половым воспитанием. Благополу­чный брак немыслим без душевной чистоты, чуткости, доброты, заботливости, любви.

Соблюдение норм психогигиены — необходимое усло­вие не только психического, но и физического здоровья. Это предохраняет от функциональ­ных нарушений психики, психического истоще­ния, преждевременного старения. Разумеется, нельзя говорить о психогигиене тогда, когда материальная основа психики — мозг человека — подвер­гается воздействию сильнодействующих и отравляющих веществ. Злоупотребление алко­голем, применение без необходимости или соответствующего мед. контроля средств пси­хического воздействия (успокаивающих, возбу­ждающих) нарушают режим сна, отдыха, рабо­ты. Исключение этих травмирующих психику факторов обязательное требование психогигиены.

Существенную роль играет психогигиена умственного труда и психогигиена обучения. Последняя представляет собой свод условий и правил, позволяющих учиться с наибольшим успехом и наименьшими потерями. Самая большая нагрузка при учебе падает на психическую сферу, на интеллек­туальную, волевую, эмоциональную функции, а также на органы зрения и слуха. Длительная сидячая поза приводит к однообразной нагрузке лишь на часть мышечной системы. Все это усу­губляется недостатком кислорода в закрытом помещении, снижением объема дыхания, вен­тиляции легких. Поэтому основными услови­ями успешной учебы являются равномерность, постепенность, разнообразие и посильность психической нагрузки в сочетании с разумной физической. Эти условия должны соблюдаться всегда, но особенно в начале обучения, когда создается правильный стереотип занятий. Чем моложе возраст, тем меньше способность к сос­редоточению и выполнению однообразной работы. Ребенок подвижен, легко отвлекается. Задача родителей и учителей — учитывать эти особенности ребенка, вносить разнообразие в процесс занятий. Нельзя, напр., насильно огра­ничить подвижность ребенка — нужно дать ей выход, но упорядоченный, регулярный. Через определенные промежутки времени ребенок должен попрыгать, пошуметь, после чего вер­нуться к урокам. Не рекомендуется заставлять его заниматься долго одним предметом — при возрастании утомления лучше переключить внимание ребенка на что-либо другое, предло­жить сделать зарядку, прочесть стихи, спеть и т. п. Полезно также перемежать учебные заня­тия с физическими упражнениями. С годами в процессе обучения возрастает способность к однообразным и неравномерным по интенсив­ности занятиям. Но требования равномерности, разнообразия и посильности нагрузки должны соблюдаться неукоснительно. Неравномер­ность в занятиях отрицательно сказывается на развитии умственных способностей. Пропуск занятий — это не только пробел в знаниях, но и снижение тренированности, на фоне которого даже обычная нагрузка затруднительна. Поэтому прогрессирующая утрата интереса к учебе у тех, кто плохо учится и пропускает занятия, имеет и физиологическое объяснение-потеря трудоспособности вследствие нетре­нированности. Непосильность нагрузки приво­дит к психическому переутомлению. Когда перед ребенком, выполняющим честолюбивые требования родителей, ставят задачи, превыша­ющие его психические и физические возможно­сти, это приводит к плачевным результатам. Возникают не только признаки физического утомления, но и ухудшается психическое состо­яние, что может проявиться подавленностью, необоснованными тревогами, тягостными ощу­щениями своей неполноценности. В результате появляются изменения характера (упрямство, зависть, злобность), такой человек для дости­жения цели может использовать безнравствен­ные средства. Соблюдение же психогигиеничес­ких норм позволило бы оградить его от такого развития.

Тренировка психических функций предотв­ращает возрастное снижение умственных спо­собностей, а расширение кругозора, сферы интересов делает духовную жизнь полноценной и в старости. Для развития и обогащения лично­сти полезно освоение смежных и дополнитель­ных профессий. Также благотворно действуют, напр., изучение иностранного языка, знаком­ство с произведениями искусства.

Во время отдыха человек избавляется от перегрузок повседневной жизни, восстанавли­вает силы. Для горожанина желателен отдых на природе с соблюдением максимальной тишины и не пассивный, иначе наступит расслаблен­ность, а энергия не восстановится. Лучше соб­людать посильный и постепенно повыша­ющийся уровень физической тренированности

—   от регулярной зарядки до туристских похо­дов. Правильно проведенный отдых дарит ощу­щение энергии, хорошее настроение и устойчи­вое здоровье в последующие месяцы. Непра­вильный отдых может способствовать даже ухудшению здоровья. Основные ошибки свя­заны при этом с желанием быстро «добрать», пополнить недостающее: северянин стремится к чрезмерному использованию южного солнца, горожанин, ведущий преимущественно сидя­щий образ жизни, — к трудному туристскому походу, человек, скованный строгим трудовым регламентом, стремится к чрезмерным развле­чениям. Резкая смена режима и внезапные перегрузки приводят к нежелательным, а ино­гда и опасным для жизни последствиям. Доказа­тельством плохо проведенного отдыха служит заболевание, нередко возникающее при возвра­щении к труду.

Постоянное разумное соблюдение правил психогигиены на протяжении всей жизни человека — гаран­тия сохранения полноценной психической деятельности и здоровья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *