Психогигиена
ПСИХОГИГИЕНА — отрасль психиатрии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей среды и образ жизни, благотворно влияющее на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья. Психическое здоровье — это состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, проявляющееся ровным, устойчивым настроением, способностью быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, способностью в короткое время восстанавливать душевное равновесие. Нарушение психического здоровья не равноценно душевной болезни. Оно может носить временный характер и возникать у практически здоровых лиц.
Постоянное изменение условий жизни и в частности, ознаменовавшая 20 веком научно-техническая революция воздействует на человека потоком сверхсильных раздражителей. В этих условиях в порядке приспособления смещается диапазон восприятия, как правило, в сторону его снижения. Так, современный городской житель не слышит столь чутко, не видит столь остро, как первобытный человек и даже как человек, живущий сегодня в деревне. Окруженный сверхсильными звуковыми или световыми раздражителями, он приспосабливается к этим высоким уровням раздражений, и у него снижается острота слуховых и зрительных восприятий. Но такое приспособление не безразличо для здоровья и требует значительных психических и эмоциональных затрат. Человек на сильный шум отвечает повышенной психической возбудимостью, раздражительностью, нарушениям- сна. Напр., постоянная громкая музыка в квартире — прямая угроза психическому здоровью больных или невольных слушателей. Поэтом необходимо бороться с шумом на улицах, на производстве, дома.
Избыток зрительных раздражений — многочасовой просмотр телевизионных программ передвижение с большими скоростями — также создает фон чрезмерной психической нагрузка Часто люди отмечают, что поездка на работу и домой утомляет их больше, чем сама работа. Во избежание таких перегрузок следует рекомендовать в свободное от работы время создавать обстановку, лишенную чрезмерных раздражителей.
Предупреждение болезненных психических реакций в процессе общения людей — серьезная задача психогигиены. Следует помнить, что настроение и его проявления вызывают соответствующий резонанс у окружающих: веселый человек поднимает настроение, опечаленный, озабоченный — снижает. Резкое слово, несправедливое замечание уже вызывают отрицательные эмоции. Неправильно сложившиеся внутрисемейные отношения нередко травмируют психику .Как правило, это бывает, когда в семье отсутствуют доброта, справедливость Стремление одного члена семьи подчинить, унизить, наказать другого нарушает психически здоровый климат всей семьи, особенно страдают дети .При отсутствии любви, доброты, понимания при жестокости родителей в детях развивают» такие черты, как упрямство, непослушание или трусость, безынициативность, безволие. Часто ожидание наказания вызывает тревожное настроение, легко переходящее в агрессию, вначале по отношению к более слабым (младшим детям, животным), а потом к сверстникам Семья, где присутствуют жестокость, злоба, психически неполноценна и поэтому нередко формирует лиц с психическими отклонениями Примером могут служить семьи алкоголиков.
Отрицательно сказывается на психике отсутствие психологического комфорта на работе. В возникающих конфликтах, в которые вовлекаются служащие, трудно сохранять самообладание и объективность. Повышенное эмоциональное напряжение искажает оценку происходящего. Даже нейтральные слова и поступки конфликтующих воспринимаются неправильно. Соответственно и ответные реакции теряют объективность. Через некоторое время после начала конфликта у ряда людей утрачивается чувство справедливости. Страдает эффективность работы, страдают люди, страдает их психика. Ключ к предупреждению таких ситуаций — повышение культуры общения, взаимопомощь и взаимопонимание, уважение к товарищам, доброжелательность. Это в одинаковой мере относится к взаимоотношениям как служащих, занимающих важное положение, так и руководителей и подчиненных. Культура общения заключается прежде всего в самообладании, в способности не показывать другим своего плохого настроения, в такте — умение соотнести свои переживания с переживанием соседа, не делать, не говорить того, что неприятно услышать другому. Культурные люди, контролирующие свое поведение, легки и приятны в общении, создают тот необходимый микроклимат на работе, который способствует хорошему настроению и щадит психику окружающих.
В общении людей огромное значение имеют их нравственные принципы. Они тесно переплетены с эмоциями, волей, интеллектом. Формирование гармонично развитой личности начинается с раннего детства. Развитие в ребенке доброты, сострадания, заботливости, желания помочь больному и слабому, чувства благодарности, скромности — это воспитание и эмоциональное, и нравственное (см. Психическое развитие ребенка). Развитие терпения, настойчивости, умения навести порядок, организовать свои действия, стремления создавать, боязни разрушать, умения действовать целенаправленно, имея в виду определенную задачу, — это воспитание и волевое, и нравственное. Развитие умственных способностей, их тренировка — это воспитание интеллектуальное и волевое. По мере роста ребенка снижается влияние на него окружающей среды — человек в своих решениях и поступках становится менее зависимым от прямых указаний. В этот период возрастает роль самовоспитания, которое тем успешнее, чем крепче нравственные устои, заложенные в детстве. Самовоспитание — обязательное требование общества к каждому человеку, ибо никакое общественное воспитание не дает ожидаемых результатов без ответного стремления индивидуума соотносить свои поступки с принятыми нормами поведения. Совершенствование личностных качеств означает и воспитание психически здорового человека. Такой человек умеет сдерживать отрицательные эмоции, щадит окружающих, ему не свойственны эгоизм, он способен к состраданию и заботе. Эти качества обеспечивают ему уважение и любовь окружающих. Любовь к труду, добросовестность обеспечивают личную удовлетворенность. Настойчивость, терпение и самоконтроль помогают преодолевать неизбежные в жизни затруднения. Особое значение для душевного благополучия имеет самодисциплина. Владеющий собой человек не создает конфликтов и тушит их, едва они возникают.
Психогигиена неразрывно связана с гигиеной половой жизни и половым воспитанием. Благополучный брак немыслим без душевной чистоты, чуткости, доброты, заботливости, любви.
Соблюдение норм психогигиены — необходимое условие не только психического, но и физического здоровья. Это предохраняет от функциональных нарушений психики, психического истощения, преждевременного старения. Разумеется, нельзя говорить о психогигиене тогда, когда материальная основа психики — мозг человека — подвергается воздействию сильнодействующих и отравляющих веществ. Злоупотребление алкоголем, применение без необходимости или соответствующего мед. контроля средств психического воздействия (успокаивающих, возбуждающих) нарушают режим сна, отдыха, работы. Исключение этих травмирующих психику факторов обязательное требование психогигиены.
Существенную роль играет психогигиена умственного труда и психогигиена обучения. Последняя представляет собой свод условий и правил, позволяющих учиться с наибольшим успехом и наименьшими потерями. Самая большая нагрузка при учебе падает на психическую сферу, на интеллектуальную, волевую, эмоциональную функции, а также на органы зрения и слуха. Длительная сидячая поза приводит к однообразной нагрузке лишь на часть мышечной системы. Все это усугубляется недостатком кислорода в закрытом помещении, снижением объема дыхания, вентиляции легких. Поэтому основными условиями успешной учебы являются равномерность, постепенность, разнообразие и посильность психической нагрузки в сочетании с разумной физической. Эти условия должны соблюдаться всегда, но особенно в начале обучения, когда создается правильный стереотип занятий. Чем моложе возраст, тем меньше способность к сосредоточению и выполнению однообразной работы. Ребенок подвижен, легко отвлекается. Задача родителей и учителей — учитывать эти особенности ребенка, вносить разнообразие в процесс занятий. Нельзя, напр., насильно ограничить подвижность ребенка — нужно дать ей выход, но упорядоченный, регулярный. Через определенные промежутки времени ребенок должен попрыгать, пошуметь, после чего вернуться к урокам. Не рекомендуется заставлять его заниматься долго одним предметом — при возрастании утомления лучше переключить внимание ребенка на что-либо другое, предложить сделать зарядку, прочесть стихи, спеть и т. п. Полезно также перемежать учебные занятия с физическими упражнениями. С годами в процессе обучения возрастает способность к однообразным и неравномерным по интенсивности занятиям. Но требования равномерности, разнообразия и посильности нагрузки должны соблюдаться неукоснительно. Неравномерность в занятиях отрицательно сказывается на развитии умственных способностей. Пропуск занятий — это не только пробел в знаниях, но и снижение тренированности, на фоне которого даже обычная нагрузка затруднительна. Поэтому прогрессирующая утрата интереса к учебе у тех, кто плохо учится и пропускает занятия, имеет и физиологическое объяснение-потеря трудоспособности вследствие нетренированности. Непосильность нагрузки приводит к психическому переутомлению. Когда перед ребенком, выполняющим честолюбивые требования родителей, ставят задачи, превышающие его психические и физические возможности, это приводит к плачевным результатам. Возникают не только признаки физического утомления, но и ухудшается психическое состояние, что может проявиться подавленностью, необоснованными тревогами, тягостными ощущениями своей неполноценности. В результате появляются изменения характера (упрямство, зависть, злобность), такой человек для достижения цели может использовать безнравственные средства. Соблюдение же психогигиенических норм позволило бы оградить его от такого развития.
Тренировка психических функций предотвращает возрастное снижение умственных способностей, а расширение кругозора, сферы интересов делает духовную жизнь полноценной и в старости. Для развития и обогащения личности полезно освоение смежных и дополнительных профессий. Также благотворно действуют, напр., изучение иностранного языка, знакомство с произведениями искусства.
Во время отдыха человек избавляется от перегрузок повседневной жизни, восстанавливает силы. Для горожанина желателен отдых на природе с соблюдением максимальной тишины и не пассивный, иначе наступит расслабленность, а энергия не восстановится. Лучше соблюдать посильный и постепенно повышающийся уровень физической тренированности
— от регулярной зарядки до туристских походов. Правильно проведенный отдых дарит ощущение энергии, хорошее настроение и устойчивое здоровье в последующие месяцы. Неправильный отдых может способствовать даже ухудшению здоровья. Основные ошибки связаны при этом с желанием быстро «добрать», пополнить недостающее: северянин стремится к чрезмерному использованию южного солнца, горожанин, ведущий преимущественно сидящий образ жизни, — к трудному туристскому походу, человек, скованный строгим трудовым регламентом, стремится к чрезмерным развлечениям. Резкая смена режима и внезапные перегрузки приводят к нежелательным, а иногда и опасным для жизни последствиям. Доказательством плохо проведенного отдыха служит заболевание, нередко возникающее при возвращении к труду.
Постоянное разумное соблюдение правил психогигиены на протяжении всей жизни человека — гарантия сохранения полноценной психической деятельности и здоровья.
Добавить комментарий