Расстройства речи

Расстройства речи в детском возрасте чаще связаны с нарушением ее формирования, а у взрослых наблюдаются расстройства уже сфор­мированной речи. Расстройства развития речи проявляются запаздыванием возникновения фразовой речи до 3—3 1/2 лет; в отдельных слу­чаях речь с запаздыванием формируется пра­вильно, и в дальнейшем никаких ее нарушений не выявляется. Если же речь не формируется и после 3—31/2 лет, возникает недоразвитие ее — алалия. Причинами алалии являются: недораз­витие речевых областей головного мозга или их поражение во внутриутробном периоде или в первые месяцы жизни, врожденное снижение слуха (тугоухость, глухота), нарушения разви­тия речедвигательного аппарата (напр., вро­жденное отсутствие языка и т. п.). Более лег­кие нарушения развития речи обычно связаны с неправильным формированием артикуляции, т. е. произнесением речевых звуков, что может быть обусловлено врожденными изменениями в полости рта (короткая уздечка языка, расще­пленное мягкое небо, заячья губа и т. п.), частичным снижением слуха, невротическими расстройствами, неправильным речевым воспи­танием. К этой группе расстройств речи отно­сятся: косноязычие — речь формируется невнятной, с пропусками и неправильным произнесением отдельных звуков (чаще шипя­щих, «р» и «л»); гнусавость — носовой оттенок голоса с искажением произнесения отдельных звуков; тахилалия — чрезмерно быстрая речь, к-рая в связи с этим утрачивает четкость; заика­ние — нарушение плавности речи с непроиз­вольными кратковременными остановками или навязчивыми повторениями звуков. Очень часто неправильному формированию речи у ребенка способствуют перенесенные тяжелые заболевания или неблагополучная ситуация в семье (алкоголизм, семейные конфликты и др.).

У взрослых нарушения речи обычно свя­заны с поражением головного мозга вследствие нарушения мозгового кровообращения (инсуль­ты), черепно-мозговых травм, инфекций (ме­нингиты, энцефалиты). Поражение речевых центров коры приводит к нарушению речи, называемому афазией. При поражении двига­тельного речевого центра развивается мотор­ная афазия: больной не может говорить, но хорошо понимает обращенную к нему речь; при поражении распознающего (анализирующего) речевого центра — сенсорная, при которой спо­собность говорить сохраняется, но утрачи­вается понимание речи. Различают также агра­фию — потерю способности писать и алексию — утрату способности читать (непонимание текста). Характерно, что афазия, аграфия и алексия не сопровождаются нарушением спо­собности пережевывать, проглатывать пищу, произвольные движения языка, губ сохраняют­ся, нарушается лишь их способность согласо­ванно участвовать в речевых движениях. Нару­шение деятельности отдельных групп мышц, входящих в состав речедвигательного аппарата, приводит к возникновению дизартрии — рас­стройству артикуляции вследствие неправиль­ного движения языка, губ или афонии (потеря звонкости голоса) — нарушение звучания голоса вследствие неправильной работы мышц гортани и мягкого неба. Дизартрия и афония часто возникают при поражении центров ствола головного мозга или черепных нервов.

Лечение расстройств речи различно в зави­симости от их характера и вызвавшей причины. У детей его проводят совместно педиатр и нев­ропатолог, исправление недостатков речи — логопед. Нередко требуется и участие врачей других специальностей — стоматолога (исправ­ление неправильного прикуса и других наруше­ний в полости рта), хирурга (лечение расщепле­ний верхней губы и неба), оториноларинголога (своевременное исправление дефектов слуха) и др. Родители должны своевременно обратить внимание на задержку развития или дефект формирования речи и обратиться к врачу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *