Речь

Речь—высшая функция центральной нервной системы, важный механизм интеллектуальной деятельности, форма общения людей.

Человек воспринимает предметы и явления окружающего мира как непосредственно, с помощью органов чувств, так и отвлеченно, с помощью системы символов (слов, кодов), обо­значающих и отражающих признаки, действия, отношения этих предметов и явлений. Благо­даря словесной сигнализации, т. е. речи, чело­век может воспринимать действительность отв­леченно, мысленно. Помимо обмена оператив­ной информацией в процессе общения человека с человеком, речь и речевое кодирование играют важнейшую роль в процессе индивидуального обучения, накопления информации в специальных отраслях знаний, а также в сохра­нении знаний и опыта человечества.

Общение возможно не только с помощью звуковой речи, но также посредством письма. Речевое общение может достигаться специаль­ной пальцевой жестикуляцией (речь глухоне­мых), восприятие и распознавание речевых сиг­налов возможно не только на слух или при чте­нии текста, но также при «чтении» глухоне­мыми пальцевой жестикуляции и движений губ или при «пальцевом чтении» слепыми (ощупы­вание специально наколотых на картоне зна­ков).

Произнесение речевых звуков — артикуля­ция — осуществляется благодаря согласованной деятельности мышц языка, губ, мягкого неба, глотки, гортани, дыхательной мускулатуры, составляющих в совокупности так наз. речедвигательный аппарат, обеспечивающий звуковую организацию речи. В отдельности каждые из этих мышц выполняют свои самостоятельные функции: дыхательные движения, захватыва­ние, пережевывание и глотание пищи; эти «внеречевые» функции осуществляются под контро­лем соответствующих двигательных центров, расположенных в коре обоих полушарий голов­ного мозга, а также при помощи черепных нервов. Выполнение речевых движений регули­руется специализированными речевыми цент­рами, расположенными в коре доминантного (левого у правшей) полушария головного моз­га. Различные речевые центры коры не только планируют и реализуют внешнюю речь, но и обеспечивают хранение (память) речевых «об­разов», звуковых и письменных символов, бла­годаря чему люди накапливают опыт и могут узнавать и понимать обращенную к ним устную и письменную речь, а также анализировать соб­ственную речь, что чрезвычайно важно для того, чтобы она не утратила четкости и эмоцио­нальной выразительности.

Первые попытки артикуляции появляются у ребенка на 2—3-м месяце жизни. Они рожда­ются не из звуков «гуления», отражающих лишь состояние ребенка, а из тех звуков языка, которые ребенок усваивает из слышимой им речи окружающих людей. На первой стадии овладения речью решающую роль играет обще­ние ребенка с матерью, в процессе которого мать направляет внимание и произвольные действия ребенка на определенный предмет («подними руку», «возьми кубик»); ребенок на этом этапе учится выполнять речевые инструкции матери. На следующем этапе развития ребенок начи­нает сам подавать речевые приказы самому себе, сначала во внешней, а затем и во внутрен­ней речи («мысленно»), т. е. постепенно овладе­вает самостоятельной речью. Понимание слов и выработка правильных реакций на них начина­ются приблизительно с 8-го мес., а артикуляция отдельных слов — с 11—12-го мес. жизни. Фразы из двух и более слов ребенок произносит с 15—18-го мес., в возрасте 18—20 мес. наблю­дается резкое увеличение словарного запаса ребенка (с 12—15 слов до 60—200 слов).

Условием нормального развития речи ребенка является нормальное слуховое воспри­ятие речи окружающих; даже при незначитель­ных нарушениях слуха овладение речью затруд­няется. Важно отметить, что обучение речи и ее развитие могут происходить лишь в говоря­щем окружении людей. Отсутствие речи у так наз. «детей-маугли», детей, выросших среди животных, вне общения с людьми, может слу­жить подтверждением этого положения. Харак­терно, что «дети-маугли», попавшие к людям в возрасте старше 5 лет, как правило, уже не могут приобрести речевых навыков и остаются немыми. Это свидетельствует о том, что решающим периодом формирования речевой функ­ции у ребенка являются первые 3 года жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *