Слух

Слух— способность организма воспринимать звуковые раздражения. Слух является необходи­мым фактором развития речи и речевого обще­ния между людьми. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможно­сти нормального общения, восприятия музыки и т. д.

Звуковые волны поступают во внутреннее ухо, где расположен звуковоспринимающий орган (улитка), воздушным путем через звуко­проводящий аппарат уха (ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная пере­понка, слуховые косточки) и через кости черепа (костная проводимость).

Энергия звуко­вых колебаний преобразуется в нервное возбу­ждение (электрический потенциал) в чувстви­тельных нервных клетках, расположенных в улитке. Далее возбуждение передается по слу­ховому нерву в кору головного мозга и воспри­нимается как слуховое ощущение. Физиологи­ческим раздражителем органа слуха является звук, представляющий собой колебательные движе­ния воздуха или другой среды, напр. воды.

Человеческое ухо воспринимает звуки раз­ной высоты, т. е. различной частоты колеба­ний. Звуки с частотой колебаний ниже 16 Гц, так наз. инфразвуки, ухом не воспринимаются; это же касается и звуков с частотой выше 20 ООО Гц — ультразвуков. Правда, исследова­ния последних лет показали, что человеческое ухо может воспринимать и ультразвуковые частоты, но лишь в том случае, если они прово­дятся через кости черепа. Чувствительность уха к звукам различной высоты неодинакова.

Она является максимальной по отношению к звукам с частотой колебаний от 1000 до 3000 Гц. При увеличении силы звука усиливается и звуковое ощущение, но до определенного предела, после чего появляется ощущение давления и боли в ушах.

Человек и животные способны опреде­лять расположение источника звука и ориенти­роваться в пространстве по звукам. Если слух на оба уха одинаковый, источник звука определя­ется довольно четко. Это происходит благодаря тому, что к одному уху, расположенному ближе к источнику, звук приходит раньше, чем к дру­гому.

Остроту слуха, т. е. чувствительность уха к зву­ковым раздражениям, исследуют с помощью шепотной и громкой речи, а также особыми приборами — камертонами и аудиометрами. Реакцию на звук можно определить уже у самых маленьких детей: в грудном возрасте ребенок поворачивает голову в сторону звуча­щего предмета. В то же время исследование слуха у ребенка очень затруднительно и проводится с помощью особых методов в специализирован­ных учреждениях.

У человека слух тесно связан с речью. Ребенок вначале понимает речь, а затем уже учится говорить. Вначале у него лишь накапливаются образы слышимых слов, а позднее он пытается их произносить. Поэтому любые нарушения слуха в возрасте, когда речь еще только начинает складываться, ведут к задержке ее развития или к глухонемоте.

У взрослого человека, владе­ющего речью, нарушения слуховой функции, как правило, не вызывают речевых рас­стройств. Причиной нарушения слуха могут быть закрытие просвета наружного слухового прохода серной пробкой, инородным телом, заболевание кожи слухового прохода — экзема, фурункул и др., острое или хроническое воспа­ление среднего уха, отосклероз, поражение звуковоспринимающего аппарата, возникающее при инфекционных заболеваниях (менингите, гриппе, эпидемическом паротите и др.), воспа­лительные заболевания внутреннего уха (лабиринтит), механическая травма, воздействие ядо­витых химических веществ, повышенный уро­вень шума и вибрации на производстве.

Профилактика нарушений слуха заклю­чается в своевременном обращении к врачу при заболевании уха, постоянной планомерной борьбе с шумом на производстве и в быту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *