Слух
Слух— способность организма воспринимать звуковые раздражения. Слух является необходимым фактором развития речи и речевого общения между людьми. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности нормального общения, восприятия музыки и т. д.
Звуковые волны поступают во внутреннее ухо, где расположен звуковоспринимающий орган (улитка), воздушным путем через звукопроводящий аппарат уха (ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, слуховые косточки) и через кости черепа (костная проводимость).
Энергия звуковых колебаний преобразуется в нервное возбуждение (электрический потенциал) в чувствительных нервных клетках, расположенных в улитке. Далее возбуждение передается по слуховому нерву в кору головного мозга и воспринимается как слуховое ощущение. Физиологическим раздражителем органа слуха является звук, представляющий собой колебательные движения воздуха или другой среды, напр. воды.
Человеческое ухо воспринимает звуки разной высоты, т. е. различной частоты колебаний. Звуки с частотой колебаний ниже 16 Гц, так наз. инфразвуки, ухом не воспринимаются; это же касается и звуков с частотой выше 20 ООО Гц — ультразвуков. Правда, исследования последних лет показали, что человеческое ухо может воспринимать и ультразвуковые частоты, но лишь в том случае, если они проводятся через кости черепа. Чувствительность уха к звукам различной высоты неодинакова.
Она является максимальной по отношению к звукам с частотой колебаний от 1000 до 3000 Гц. При увеличении силы звука усиливается и звуковое ощущение, но до определенного предела, после чего появляется ощущение давления и боли в ушах.
Человек и животные способны определять расположение источника звука и ориентироваться в пространстве по звукам. Если слух на оба уха одинаковый, источник звука определяется довольно четко. Это происходит благодаря тому, что к одному уху, расположенному ближе к источнику, звук приходит раньше, чем к другому.
Остроту слуха, т. е. чувствительность уха к звуковым раздражениям, исследуют с помощью шепотной и громкой речи, а также особыми приборами — камертонами и аудиометрами. Реакцию на звук можно определить уже у самых маленьких детей: в грудном возрасте ребенок поворачивает голову в сторону звучащего предмета. В то же время исследование слуха у ребенка очень затруднительно и проводится с помощью особых методов в специализированных учреждениях.
У человека слух тесно связан с речью. Ребенок вначале понимает речь, а затем уже учится говорить. Вначале у него лишь накапливаются образы слышимых слов, а позднее он пытается их произносить. Поэтому любые нарушения слуха в возрасте, когда речь еще только начинает складываться, ведут к задержке ее развития или к глухонемоте.
У взрослого человека, владеющего речью, нарушения слуховой функции, как правило, не вызывают речевых расстройств. Причиной нарушения слуха могут быть закрытие просвета наружного слухового прохода серной пробкой, инородным телом, заболевание кожи слухового прохода — экзема, фурункул и др., острое или хроническое воспаление среднего уха, отосклероз, поражение звуковоспринимающего аппарата, возникающее при инфекционных заболеваниях (менингите, гриппе, эпидемическом паротите и др.), воспалительные заболевания внутреннего уха (лабиринтит), механическая травма, воздействие ядовитых химических веществ, повышенный уровень шума и вибрации на производстве.
Профилактика нарушений слуха заключается в своевременном обращении к врачу при заболевании уха, постоянной планомерной борьбе с шумом на производстве и в быту.
Добавить комментарий