Утомление

Утомление— физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятель­ности и проявляющееся временным снижением работоспособности.

Нередко как синоним утомления употребляют термин «усталость», хотя это неравнозначные понятия: усталость — субъек­тивное переживание, чувство, обычно отража­ющее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т. е. без реального утомления.

Утомление может появиться как при умственной, так и при физи­ческой работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мыш­ления и др. Физическое утомление проявляется наруше­нием функции мышц: снижением силы, скоро­сти сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений.

Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум, пониженное пар­циальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе).

Сроки возникновения утомления зависят от особен­ностей труда: значительно скорее оно насту­пает при выполнении работы, сопровожда­ющейся однообразной позой, напряжением ограниченных групп мышц; менее утомительны ритмичные движения.

Важную роль в появле­нии утомления играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального подъема длительное время не возникает при­знаков утомления и чувства усталости.

Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение дли­тельного времени нередко приводят к пере­утомлению. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон. Интенсивный умственный труд может вести к развитию нев­розов, которые возникают чаще при сочетании умственного переутомления с постоянным пси­хическим напряжением, физическим изнуре­нием и т. п.

Утомление наступает быстрее у лиц, перенесших тяжелые заболевания. Сравнительно незначи­тельная и непродолжительная нагрузка вызы­вает у них головную боль, одышку, сердцеби­ение, потливость, чувство слабости,работоспо­собность быстро падает, а восстанавливается медленно. В этих случаях необходимы щадящий режим труда и более длительный отдых.

У детей в связи с анатомо-физиологическими особенностями организма утомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности (напр., при вынужденном бодр­ствовании у детей грудного возраста, во время сидения за партой в школе). Неправильный режим дня, однообразные занятия, излишние развлечения также быстро приводят к утомлению. При повышенных нагрузках (занятия в двух школах, нескольких кружках и т. п.) утомление легко переходит в переутомление.

Признаки утомления у детей часто проявляются нарушением поведения: они становятся неусид­чивыми, невнимательными, на уроках разгова­ривают, нарушают дисциплину. При этом пра­вильная оценка их состояния затруднена из-за отсутствия у них каких-либо жалоб.

В некоторых случаях, особенно после перенесенных заболе­ваний, дети становятся вялыми, пассивными медлительными. Они чувствуют разбитость, слабость, головные боли при умственном напряжении. Нередко утомление может быть не только следствием перенесенных заболеваний, но и их предвестником. Во всех случаях быстрого утомления ребенка, не связанного с предшествовавшими заболеваниями или интенсивными умствен­ными и физическими нагрузками, следует обра­титься к педиатру.

Действенным средством длительного сохра­нения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм труда. Работа, выпол­няемая ритмично, примерно на 20% менее уто­мительна, чем неритмичная работа той же тяжести. Важное средство борьбы с переутом­лением — рациональная смена труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня кратковременных перерывов Регламентированные перерывы в работе осо­бенно эффективны в сочетании с производ­ственной гимнастикой — так наз. активный отдых, особенно при выполнении работы сидя .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *