Уход.Особенности ухода за больным ребенком
Особенности ухода за больным ребенком. Уход за детьми требует определенного минимума знаний и навыков, заботливого отношения к ним. Если ребенок заболел, нужно до прихода врача измерить температуру, умыть, надеть на него чистое белье и уложить в постель. Если он не хочет ложиться — постараться умерить его активность, напр. удобно усадить, рядом поставить столик и положить на него предметы для рисования, рукоделия, предложить книгу или спокойную, интересную для него игру.
Больному ребенку нельзя давать лекарства без рекомендации врача. Особенно опасно при болях в животе прикладывать грелку и давать слабительное. Если болезнь начинается со рвоты или поноса, до прихода врача кормить больного нельзя, при жажде можно дать лишь кипяченую воду или слегка подслащенный чай. Заболевшему выделяют отдельную посуду, полотенце, горшок с крышкой, чистый тазик. Пеленку или горшок с испражнениями сохраняют до прихода врача. При наличии в семье других детей заболевшего изолируют от них.
Уход за больным ребенком, помимо применения лекарств, включает соблюдение правил личной гигиены, содержание в чистоте помещения и постели, белья и одежды, правильное питание, предоставление доступных развлечений и игрушек, ласковое, спокойное и терпеливое обращение, точное выполнение врачебных назначений.
Желательно, чтобы за ребенком ухаживала мать. При этом она должна особенно строго следить за чистотой своего тела, одежды, обуви, чаще мыться, носить на голове косынку.
Каждое утро необходимо умыть ребенка, перестелить постель. Если больному нельзя ходить, его умывают в постели, предварительно подготовив таз, ковш с водой, мягкое полотенце, зубную щетку, зубной порошок и т. д. При утреннем туалете нос и уши прочищают ватными жгутиками, прополаскивают рот раствором, рекомендованным врачом полоскать полость рта желательно также после каждого приема пищи.
Подмывание ребенка в зависимости от его состояния проводят ежедневно утром и вечером, для этого используют тазик, сложенную в несколько раз пеленку, вату или чистую ткань, смочив их в теплой (не горячей) воде. По разрешению врача больного можно купать при температуре воды 37—38° не более 5 мин., чтобы не утомлять его. После купания ребенка вытирают теплой простыней, кладут в согретую постель и дают горячий чай, лучше из поильника. Для предупреждения опрелостей кожные складки после водных процедур хорошо обтирают и при красноте, особенно в паху, в области заднего прохода и на ягодицах, смазывают вазелиновым маслом или препаратами, содержащими витамин А.
Особенно тщательным должен быть гигиенический уход за ребенком грудного возраста. Чтобы не причинять болевых ощущений и не утомлять малыша, который болезненно реагирует на каждое прикосновение, умывают его ватой, смоченной кипяченой водой; осторожно вытирают шею, кожу за ушами, кожные складки.
При желудочно-кишечных заболеваниях руки ребенка моют несколько раз в день и обязательно перед едой; каждую руку кладут в тазик и моют отдельно с мылом, затем вытирают полотенцем. Ногти должны быть острижены.
При заболевании, протекающем в легкой форме и средней тяжести, ребенка сажают на горшок или позволяют пользоваться общим туалетом; тяжелобольному подкладывают судно (можно использовать миску, глубокую тарелку).
Регулярно проветривают постельные принадлежности в течение 1’/2—2 ч. Ребенка в это время тепло одевают, помещают в удобное для него место (на диван, в кресло).
После утреннего туалета убирают комнату, где лежит больной. На 20—30 мин открывают форточку или окно. Малыша в это время укрывают или выносят в другую комнату и следят, чтобы он не раскрылся. При уборке вначале удаляют пыль тряпкой, смоченной в воде или дезинфицирующем растворе. Батареи отопления, двери, кровать, предметы ухода также протирают. Пыль с мебели и пола убирают во время проветривания.
Все лишние вещи из комнаты больного желательно вынести. Кроватку ставят в таком месте, чтобы из форточки или окна воздух непосредственно не попадал на ребенка, но не рядом с печкой или батареями отопления; не следует завешивать ее одеялом, простыней. Ребенок должен лежать в хорошо освещенном месте, но не лицом к свету, т. к. яркий свет утомляет. Складки или неровности постели могут вызвать раздражение и даже пролежни. На кровати не должно висеть ничего лишнего (одежды, белья и др.). Ребенка накрывают теплым мягким одеялом или простыней в зависимости от колебаний температуры. Тщательно следят за чистотой кровати и постели, чтобы исключить возможность инфекции. Постельное и нательное белье меняют ежедневно. Около кроватки ставят столик с предметами ухода. Лекарства и другие предметы, которые могут вызвать у ребенка неприятные эмоции, держат отдельно.
Одежда ребенка должна быть легкой, удобной, просторной, чтобы не нарушить кровообращения. Для игр в кровати очень хороши пижамы из ситца и теплые кофточки. При домашнем режиме, когда врач разрешает больному ходить, лучше всего теплая пижама. Чистое белье хранят в предназначенном только для больного месте (шкафу, тумбочке), грязное убирают в отдельный ящик или мешок. Белье, загрязненное рвотой или испражнениями, складывают в специальный бачок (можно в ведро с крышкой) с дезинфицирующей жидкостью — 3% раствором карболовой кислоты или 0,25% раствором хлорамина. Перед стиркой раствор сливают, белье кипятят.
Кормить ребенка следует в те же часы, что и обычно (в соответствии с возрастом)„но иногда по совету врача дают ему еду чаще, небольшими порциями. Если он ест четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), можно ввести второй завтрак или кормить перед сном (тертое яблоко, кефир и т. п. по назначению врача). Во время еды ребенок должен удобно сидеть. При тяжелом заболевании его кормят в кровати, положив под спину подушку и создав упор для ног. Можно посадить и в кресло, на ручках которого укрепляют столик-доску, а под ноги ставят скамеечку. Полезная еда ребенка даст ему много энергии для игр и роста.
Лихорадящему больному дают легкоусвояемую пищу: молочные, протертые овощные и мясные (отварные) блюда, кефир, фрукты и др. В связи с повышением температуры тела и усиленной потерей воды необходимо увеличить количество потребляемой жидкости. Это способствует очищению полости рта и предупреждает поражение слизистой оболочки желудочно- кишечного тракта, понос.
Заболевание влияет на весь организм и психику ребенка, его поведение. Он в большей степени, чем здоровый, нуждается в отдыхе. Усилению обмена веществ, улучшению кровоснабжения, созданию бодрого настроения способствует деятельность, активное состояние ребенка. Этой цели могут служить детские игры, которые должны развлекать, но не утомлять. В зависимости от состояния здоровья характер игр, сами игрушки надо менять в течение дня. Лучше отказаться от крупных и тяжелых игрушек. Они, как и громкие звуки, яркие краски, могут оказаться слишком сильными раздражителями для нервной системы. Не следует давать сразу много игрушек. Это создает беспорядок в кровати, утомляет, рассеивает внимание.
Отношение ребенка к играм, его поведение могут помочь в оценке течения болезни, выявлении начинающихся осложнений. Изменения в психике ребенка проявляются и в утрате некоторых приобретенных навыков: ребенок начинает рисовать мелко, не раскрашивает нарисованного, перестает делать сюжетные рисунки, нередко рисует одни каракули и т. д.
Во время болезни важно охранять покой ребенка и добиваться, чтобы сон его был глубоким и достаточно длительным (не менее 2—3 раз в течение дня). Полезно затенить лампы, сократить до минимума шумы в комнате (громкие разговоры, радио, телевизор и др.). В то же время лучше не создавать дома больничную обстановку. Родители должны сохранять спокойствие, не обсуждать громко состояние больного, температуру тела, заключения и назначения врачей, т. к. это может вызвать у детей (особенно старшего возраста) беспокойство и ухудшить их состояние. Выражение лиц родителей, родственников, их уверенность в движениях, жестах, словах много значат для ребенка; он быстро заражается чужими эмоциями, будучи легко внушаемым и склонным к подражанию.
Особенности ухода за больными при различных заболеваниях.
Добавить комментарий