Детский церебральный паралич

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ — непрогрессирующие неврологические рас­стройства, возникающие в результате повре­ждения нервной системы на ранних этапах раз­вития и проявляющиеся гл. обр. изменениями двигательной сферы — нарушениями мышеч­ного тонуса и произвольных движений, неспо­собностью сохранять нормальную позу. Двига­тельные нарушения часто сочетаются с измене­ниями психики, речи, судорогами.

Причины развития детского церебрального паралича разнообразны. Наибольшее значение имеет воздействие на плод вредных факторов в период беременности и родов. К таким факторам относят различные нарушения здоровья матери (эндокринные, инфекционные болезни), вредные привычки и др. Токсическое действие на плод оказывают различные химические и физические факторы промышленного и сельскохозяйственного производства. Имеют значение также повтор­ные выкидыши, мертворождения, осложнения предыдущих беременностей и родов, возраст матери: у беременных старше 30 и моложе 18 лет чаще наблюдаются токсикозы, отмечаются низкая масса тела плода, внутриутробная асфиксия плода, родовые травмы. Важное зна­чение имеет иммунологическая несовместимость матери и плода.

Различные болезни матери в период бере­менности вызывают нарушения маточно-плацентарного кровообращения, патологические изменения в плаценте, приводящие к расстройствам пита­ния плода, внутриутробному кислородному голоданию плода, преждевременным родам. Прием некоторых лекарственных препаратов, алкоголя, курение оказывают токсическое дей­ствие на плод, замедляют и нарушают процессы формирования головного мозга и его сосудис­той системы. Это в свою очередь обусловли­вает нарушение кровообращения мозга, воз­никновение внутричерепных кровоизлияний.

I

Повреждения мозга, возникшие на ранних стадиях его развития, приводят к формирова­нию различных пороков развития головного мозга. Пороки развития полушарий большого мозга могут сочетаться с водянкой мозга, раз­личными нарушениями его структур. Пороки развития головного мозга выявляются у 30% детей с церебральными параличами.

Наиболее распространенной формой детского церебрального паралича является болезнь Литтла, при которой страдают гл. обр. ноги. Степень поражения рук различна — от выраженных парезов до легкой неловкости движений, выявляемой по мере раз­вития более сложных двигательных актов. При тяжелых формах неврологической симптоматика выра­жена с рождения. Быстро нарастает мышечный тонус, тело ребенка принимает патологические позы, что способствует раннему формированию деформации позвоночника, тазобедренных и коленных суставов, стоп. Выражены наруше­ния двигательного, речевого и психического развития, которые делают невозможным обуче­ние этих детей даже в специальной школе. При легких формах клинические проявления стано­вятся отчетливыми после 4—5 мес., статичес­кие и двигательные навыки формируются с задержкой. В части случаев отмечаются эпи­лептические припадки, нарушения речи, сниже­ние интеллекта.

В случаях одностороннего поражения коне­чностей (гемипарез) уже в первые недели жизни можно отметить ограничение движений руки и ноги на больной стороне. При легкой степени поражения симптоматика становится отчетливой к концу первого года жизни, когда ребенок начинает произвольно двигать руками. В первые месяцы жизни в пораженных коне­чностях может быть выражена мышечная гипо­тония. Дети медленно овладевают двигатель­ными навыками. Повороты со спины на живот они осуществляют только через пораженную сторону (паретичные конечности внизу). В позе сидя центр тяжести тела ребенка смещен в здо­ровую сторону. Самостоятельная ходьба акти­визируется в возрасте от 1V2 до 3—4 лет. По мере роста ребенка формируется и становится боле е выраженной патологическая поза туловища и конечностей: рука согнута и приведена к туло­вищу. отмечаются отведения кисти в локтевую сторону, приведение большого пальца руки; развивается деформация позвоночника (ско­лиоз), перекос таза, деформация стопы с укоро­чением пяточного (ахиллова) сухожилия. Паре­тичные конечности отстают в росте.

Двусторонний гемипарез — одна из самых тяжелых форм детского церебрального паралича, при которой руки и ноги поражаются в равной степени или руки больше, чем ноги. Двигательные нарушения можно выявить уже в период новорожденного. Любая попытка движения приводит к содружественным реакциям, проявляющимся нарастанием мышечного тонуса и фиксацией ребенка в патологической позе. Дети с трудом овладевают навы­ками сидения; стояние и ходьба невозможны. При более легком поражении статические и двигательные навыки формируются с большим опозданием и значительными отклонением. Двигательные расстройства в большинства случаев сопровождаются судорогами, снижением интеллекта, обусловленным как первичным поражением головного мозга, так и тяжелой обездвиженностью. В большинстве случаев дети с двусторонней гемиплегией необучаемы. Тяжелые двигательные нарушения в руках, сни­женная мотивация исключают самообслужива­ние и простую трудовую деятельность.

Гиперкинетическая форма детского церебрального паралича наряду с парезами рук и ног характеризуется различ­ными непроизвольными движениями (гиперкинезами), которые обычно появляются к концу первого года жизни и с возрастом становятся более выраженными. Спустя 2—3 мес. после рождения на фоне мышечной гипотонии при движениях, а также при эмоциональных реак­циях, громком звуке могут возникнуть при­ступы повышения мышечного тонуса, иногда в форме внезапного разгибания всего тела, запрокидывания головы.

Гиперкинезы и мышечная дистония препят­ствуют развитию произвольных движений, непроизвольные движения могут быть причи­ной подвывихов тазобедренных суставов. Раз­витие возрастных двигательных навыков замед­лено; сидение, стояние и ходьба формируются в

6-8    лет и только в тех случаях, когда ноги поражены в меньшей степени, а контроль поло­жения головы и реакция равновесия достаточно развиты. В 30—45% наблюдений бывает сниже­ние слуха, у 10—15% больных наблюдаются судороги. Речь нарушена, психическое развитие страдает меньше, чем при других формах детского церебрального паралича, однако тяжелые двигательные и рече­вые нарушения значительно затрудняют воз­растное развитие, обучение и социальную адап­тацию ребенка.

При атактической форме на первом году жизни выявляется отчетливая мышечная гипо­тония и только по мере развития движений выявляется нарушение координации движений (атаксия). Атаксия при ходьбе становится заметной, когда ребенок начинает сидеть и манипулировать предметами. Удержание вер­тикальной позы в положениях сидя и стоя фор­мируется с задержкой. Ходить дети начинают к 2—3 годам. Задержка психического развития обычно нерезкая, хотя возможно явное сниже­ние интеллекта.

Атонически-астатическая форма проявля­ется невозможностью удерживать вертикаль­ную позу; при этом контроль положения голо­вы, функции сидения, стояния и ходьбы практи­чески не развиваются или формируются очень медленно. Наблюдается выраженная задержка психического и речевого развития. Становле­ние функциональных возможностей ребенка происходит крайне медленно; дети начинают удерживать позу сидя в 1У2—2 года, устойчиво сидеть — в 4—6 лет, стоять и ходить — после 7-9       лет (а иногда и позже). У подавляющего большинства детей отмечаются выраженное снижение интеллекта, недоразвитие речи. 40—50% — судороги. Может быть нарушение зрения, косоглазие и др.

Смешанные формы характеризуются соче­танием двух и более форм детского церебраль­ного паралича и формируются обычно в стар­шем возрасте.

Лечение включает ЛФК и массаж, ортопедо- хирургические методы коррекции, стимуляцию речевого и психического развития, физиотерапию, лекарственное лечение, санаторно-курортное лече­ние. трудотерапию. Его необходимо начинать как можно раньше, т. к. мозг ребенка в первые годы жизни обладает большой пластичностью и способностью к адаптации. Лечение должно проводиться непрерывно (не курсами) в течение многих месяцев и лет до достижения макси­мальной компенсации дефекта и социальной адаптации ребенка.

Начиная с рождения, нужно тренировать все виды активности, вплоть до стояния и ходьбы, стремиться моделировать динамическую после­довательность движений на разных этапах раз­вития (напр., поворот на бок из положения на спине комбинировать с дальнейшим переходом в положение сидя, сидение — с вставанием на колени, а затем на ноги; положение на живо­те — с ползанием и др.). Уже с первых месяцев жизни при стимуляции двигательных навыков следует добиваться включения ребенка в актив­ное поддержание позы и выполнение произ­вольных движений. Нужно терпеливо доби­ваться ответных реакций, избегая, однако, чрезмерных волевых усилий ребенка, которые способствуют нарастанию мышечного тонуса и появлению патологических содружественных реакций. Физиологичным является подсозна­тельное выполнение ребенком желаемых дви­жений во время игры. Многократное их повто­рение способствует выработке и закреплению двигательного стереотипа, превращению его в автоматизм. Тренируемые навыки целесо­образно постоянно адаптировать к повседне­вной жизни ребенка. Для этого во время заня­тий отрабатывают двигательные навыки одева­ния. умывания, еды и др. Сохранение адекват­ной позы головы, туловища, конечностей, уме­ние производить целенаправленные движения способствуют правильному и своевременному развитию речи и психики.

Пассивные движения не имеют решающего значения в лечении, однако их следует вклю­чать в комплекс упражнений, направленных на тренировку отдельных элементов целостного двигательного акта. Пассивные движения пока­заны детям раннего возраста, у которых произ­вольная двигательная активность еще недоста­точно развита, а также больным с ограниче­нием объема движений. Пассивные движения способствуют выработке кинестетических и зрительных ощущений схемы движения, тормо­зят содружественные реакции, предупреждают развитие контрактур, стимулируют выработку изолированных и реципрокных движений. Пас­сивные движения следует повторять много­кратно в течение дня, фиксируя внимание ребенка на их выполнении. Как только ребенок будет способен выполнить хотя бы часть движе­ния, переходят к пассивно-активной гимнасти­ке. Напр., ребенок начинает движение тыль­ного сгибания в лучезапястном суставе, а мето­дист заканчивает это движение, или методист начинает поворот туловища со спины на живот, производя поворот таза и доводя туловище до бокового положения, а поворот на живот ребе­нок производит сам.

Детям первых трех-четырех месяцев жизни показаны также рефлекторные гимнастические упражнения, включающие в движение при вызывании врожденных безусловных рефлек­сов определенные группы мышц. Так, врожден­ный хватательный рефлекс используют для сти­муляции мышц кисти, рефлекторное ползание — при слабости мышц нижних конечностей, рефлекс опоры — для тренировки вертикаль­ной установки тела.

Лечебная гимнастика предполагает и выра­ботку правильной позы ребенка. Голове, туло­вищу и конечностям новорожденного придают физиол. положение с помощью специальных приемов и фиксирующих приспособлений (ва­лики, лонгеты, шины, туторы, корсеты, аппа­раты и др.). Позу многократно меняют в тече­ние дня. Фиксирующие приспособления не должны ограничивать двигательную актив­ность ребенка.

В положении на спине (при наличии запро­кидывания головы и переразгибания туловища) ребенку придают сгибательную позу; голову слегка сгибают, подкладывая под нее подушеч­ку, или кладут ребенка на мягкий прогибаю­щийся матрасик, плавательный круг. В этом положении уменьшается активность тоничес­ких рефлексов, увеличиваются двигательные возможности конечностей. При постоянном тоническом повороте головы в сторону ее поло­жение исправляют, укладывая между валиками.

При спазме приводящих мышц бедер у груд­ных детей применяют специальное пеленание, шинки-штанишки; рекомендуется укладывать детей в специальные приспособления, способ­ствующие отведению и наружному повороту бедер ребенка. Когда дети начинают сидеть, в положении сидя между бедрами необходимо делать распорку в виде клина, валика, мешочка с песком, чтобы ноги находились в состоянии отведения. Это предупреждает в дальнейшем развитие патологической позы с перекрещенными ногами и позы ножниц.

Патологическая поза в положении на животе может быть выражена асимметрией положения головы, туловища и конечностей. С целью коррекции этой позы под грудь ребенка помещают валик или кладут ребенка лицом вниз на колени взрослого либо удерживают его на руках, придавая разгибательную позу. Для стабилизации тазового пояса и снижения сгибательной активности в ногах применяют ремни, перекидные грузы, прижимающие таз к поверх­ности стола и фиксирующие ноги в положении разгибания, отведения и наружной ротации. Для профилактики аддукторного спазма в поло­жении на животе можно также попеременно фиксировать стопу одной ноги к колену другой.

В положении сидя патологическая поза выражается в чрезмерном сгибании туловища вперед, что деформирует позвоночник. Для коррекции этой позы подбирают стул определенной высоты с сиденьем нужной ширины и длины. Ребенка фиксируют к стулу ремнями в области грудной клетки и бедер, между бедрами помещают спе­циальный клин. Следует усаживать ребенка верхом, напр. на бревно, игрушечную лошадку, надувные игрушки, при этом стопы обяза­тельно должны находиться на опоре в средин­ном положении или легком тыльном сгибании. Отклонение головы назад можно предупредить, создав упор в высокую спинку стула.

В положении стоя могут возникать патологические позы сгибания туловища и конечностей (поза оседания), приведения и внутренней ротации бедер. При стоянии ребенка масса его тела должна равномерно распределяться на обе ноги. Для облегчения выпрямления спины, сог­нутых бедер и отведения ног ребенок сам или с помощью взрослых должен поднять и завести за голову руки, повернутые кнаружи. Если он не может корригировать патологические позы самосто­ятельно, применяют различные ортопедичес­кие приспособления, обеспечивающие фикса­цию коленных и голеностопных суставов, раз­ведение бедер, выпрямление спины, равномер­ную опору на ноги. С целью профилактики формирования патологических поз при ходьбе ребенка обучают равномерному распределению наг­рузки на обе стопы и правильному перемеще­нию центра тяжести. При невозможности сде­лать это самостоятельно используют специаль­ные опорные приспособления (каталки, канат и др.), а также ортопедические аппараты и обувь.

При стойкой тенденции к патологической позе кисти (сжата в кулак, пронирована, отведена кнару­жи, большой палец прижат к ладони) приме­няют съемные шины и лонгеты.

Уже в период новорожденности следует начинать упражнения лечебной гимнастики, трени­рующие реакции выпрямления и равновесия, в определенной последовательности. В положе­нии на спине вырабатывают умение приподни­мать голову, поворачивать ее в стороны. Это необходимо для формирования поворотов туло­вища со спины на бок и на живот, способности самостоятельно садиться, активного контакта с окружающими. Стимулируя подъем головы, следят, чтобы руки были разогнуты и повер­нуты внутрь, бедра отведены и повернуты кна­ружи. Для закрепления рефлексов контроля положения головы применяют упражнения с потягиванием за кисть или предплечья, припо­днимают тело ребенка, затем медленно откло­няют его назад и в сторону. У детей старшего возраста активный подъем головы облегчается благодаря опоре (самостоятельно или с помощью методиста) на локти. Повороты на бок и на живот стимулируют подъем головы, облегчают приведение рук к средней линии. Важно, что в положении на боку ребенок видит свои руки, а это способствует выработке рукоротовых движений и зрительно-моторной коор­динации. Вращательные движения туловища необходимы также для поддерживания равнове­сия тела и являются первоначальной ступенью ползания и ходьбы.

Положение на животе используют для раз­вития реакций выпрямления и перехода в верти­кальную позу. Вначале тренируют установку головы в срединное положение, затем выраба­тывают способность к удержанию головы, раз­гибанию верхнего отдела позвоночника. Упражнения можно проводить на мяче. При этом уменьшается сгибательная спастичность рук, появляется возможность опоры вначале на предплечья, а затем на кисти. Поза с опорой на предплечья стимулирует движения в ногах, сна­чала в проксимальных, а затем в дистальных отделах; опора на кисти способствует формиро­ванию движений ползания на четвереньках. При выработке опорной функции рук парал­лельно тренируют реакции равновесия путем переноса тяжести тела с одной руки на другую, а также подталкивая ребенка из стороны в сто­рону и спереди назад. Ползание вырабатывают вначале с опорой на предплечья, затем на кисти (на четвереньках). Рефлекторное ползание активизирует выпрямляющие рефлексы туло­вища, гладкие мышцы внутренних органов.

Если ребенок научился поднимать, опускать и поворачивать голову, переносить центр тяже­сти с одной руки на другую при опоре на пред­плечья и кисти, можно начинать обучать его стоянию на четвереньках, опираясь на раскры­тые кисти и на колени, затем на одну руку и ногу, вырабатывать реакции равновесия. Удер­жание таких поз затруднено. Так, при движении туловища вперед возможна потеря опорной функции рук с одновременным разгибанием ног и, наоборот, при смещении центра тяжести на­зад — сгибательная реакция ног. Поэтому каждую позу и ее изменение отрабатывают при одновременном контроле положения головы. Далее тренируют ползание на четвереньках. В позе на четвереньках ребенка обучают изоли­рованным движениям головой, руками, ногами.

Важным этапом двигательного развития является овладение навыками самостоятель­ного сидения, что требует хорошего контроля положения головы, наличия реакций выпрям­ления туловища и равновесия, защитной реак­ции рук. Тренировку начинают в первые месяцы жизни, периодически (5—7 раз в день) придавая ребенку сидячую позу посредством одновременной поддержки под мышки, за туло­вище, плечи и таз. Можно также удерживать ребенка в позе сидя, взяв его за разведенные бедра. Спина должна быть выпрямлена, ноги разведены. Можно одновременно покачивать ребенка из стороны в сторону, вперед и назад, тренируя реакции равновесия.

Способность самостоятельно сесть выраба­тывают затем путем перехода в сидячее поло­жение после поворота на бок, на следующем этапе — прямо из положения на спине.

 

Этапом подготовки к самостоятельному сто­янию и ходьбе является вставание на колени. Тренировка ходьбы на коленях укрепляет мышцы конечностей, что необходимо для вер­тикальной ходьбы. Упражнения на равновесие в позе на коленях проводят на батуте, наклон­ной плоскости; конечная цель — научить боль­ного ходить на коленях с поддержкой или само­стоятельно. Детей с гиперкинезами следует обучать ходьбе на коленях с заведенными за голову руками (что способствует ослаблению непроизвольных движений). На следующем этапе ребенок учится вставать на ноги из поло­жений сидя на стуле, сидя на корточках, стоя на коленях, стоя на одном колене. При вставании для тренировки реакции равновесия ребенок может держаться за канат.

Выработка вертикальной позы предусма­тривает равномерную опору на стопы и сохра­нение равновесия тела. Детей учат переносить массу тела с одной ноги на другую, приседать, вставать свободно или держась за канат, вста­вать со стульчиков различной высоты или само­стоятельно вставать поочередно на каждую ногу из положения на коленях, держась за канат. Усвоение этих движений является подго­товкой к самостоятельной ходьбе без вспомога­тельных средств. Стабилизации позы стояния способствуют наклоны туловища вперед, в сто­роны, упражнения на наклонной плоскости и на батуте.

В процессе обучения ходьбе ребенок сна­чала держится за руки взрослого, канат, парал­лельные брусья, раму, костыли. Детям с атак­сией, гиперкинезом целесообразно использо­вать при ходьбе утяжеленные тележки, которые они толкают перед собой. Длительное примене­ние вспомогательных средств при ходьбе разви­вает страх падения без опоры, поэтому следует быстрее переходить к тренировке ходьбы без страхующих приспособлений. При гиперкинезах во время обучения ходьбе используют тяже­лую обувь, утяжеленную куртку и брюки, хождение с лямками на вожжах и др. Ротацион­ные движения головы можно уменьшить с помощью плотного, а иногда и утяжеленного ворота. Для детей с гиперкинезом целесо­образно включать в комплекс упражнений перенос или перекат утяжеленных предметов, растягивание резиновых бинтов. Для подавле­ния патологической синкинезий рук при ходьбе ребенку рекомендуют смыкать вытянутые вперед руки в «замок» или удерживать в них палку. Для закре­пления акта ходьбы используют различные игры, улучшающие равновесие и координацию движений, способствующие закреплению их автоматизма.

Формирование общей моторики тесно свя­зано с развитием движений рук. Руки прини­мают участие в становлении реакций выпрямле­ния и равновесия, в поддержании и изменении позы. Способность к охватыванию предметов, действию с ними помогает правильному воспри­ятию мира и оказывает влияние на развитие высшей нервной деятельности. Движения рук являются одним из факторов формирования речи. Опорную, хватательную, защитную функции рук тренируют во всех положениях тела; при этом необходимо следить, чтобы голова, туловище и конечности находились в правильном физиологическом положении. При тяжелых формах заболевания важно доби­ваться любого результата движения, даже выполняемого с усилением патологических тонических рефлексов. Ребенку всегда нужно видеть свои руки и предмет, который он должен взять. Стремление дотянуться и схватить пред­мет начинают тренировать с периода новорожденности. В первые месяцы жизни еще до исчезновения рефлекторного охватывания рас­полагают свое лицо близко к рукам ребенка, чтобы он тянулся к лицу или висящим на шее ярким предметам, ощупывал их, сначала пас­сивно, с помощью рук взрослого, а затем актив­но. В положении на боку ребенку легче играть двумя руками, касаться своего лица. В руки ребенка вкладывают предметы, помогают поднести их ко рту. Предметы должны быть различными по форме, величине, фактуре. Тренируют схватывание одежды во время оде­вания, ощупывание губки во время мытья, ложки во время еды и др.

Ребенка учат также разжимать кисть и отпускать предметы, совершать изолирован­ные движения пальцами, включая движения кисти в предметно-манипуляционную деятель­ность, особенно при выработке навыков само­обслуживания и письма. Когда ребенок уже может самостоятельно передвигаться, исполь­зуют групповые упражнения и подвижные игры, особенно на свежем воздухе. В играх формируются волевые качества личности, самостоятельность, что улучшает психическое и речевое развитие. Занятия проводятся в груп­пах, организованных в детских садах, при поли­клиниках, школах для детей, больных детским церебральным параличом. Полезно учить детей ходить, высоко поднимая ноги, перешагивать через траву, не задевая ее; ходить и бегать между кустами и деревьями, взбираться на горку и спускаться с нее; ходить и бегать по рыхлому песку и по мелкой воде боси­ком; проходить по мягкому грунту след в след за взрослым; взобраться на пенек или бревно, сойти или спрыгнуть с него и т. п. При этом необходимо следить за правильным положе­нием головы, осанкой, опорой ноги на всю сто­пу. Постепенно детей приучают не смотреть себе под ноги. Большое значение имеют упраж­нения спортивного характера — плавание, ката­ние на велосипеде, на санках, ходьба на лыжах, игра в настольный теннис, бадминтон.

Групповые занятия ведет педагог. Он зани­мается с детьми в течение всего дня, уделяет внимание тренировке движений, речи, психики, эмоциональных реакций, развитию навыков ручной умелости, что в дальнейшем облегчает обучение в школе, профессиональную адапта­цию. В группу объединяют детей с различными двигательным возможностями, что способ­ствует стремлению к совершенствованию дви­гательных навыков, подражанию тем детям, у которых они более развиты.

Коррекция психических нарушений ведется в процессе воспитания, обучения и трудотера­пии, которые способствуют подготовке ребенка к жизни в обществе и трудовой деятельности. Коррекцию начинают с первых месяцев жизни. Ребенка побуждают к познанию окружающих предметов посредством зрения, слуха, ощупы­вающих движений рук. В руки ребенка вклады­вают различные по форме, величине и фактуре игрушки, привлекая к ним зрительное внима­ние. После 6 мес. ребенка побуждают манипу­лировать различными предметами, вызывая повторные действия и развивая предметно-дей­ственный тип общения со взрослыми.

В возрасте 1—3 лет детей учат называть предметы (объясняют их назначение, просят показать их на картинке), складывать кубики, собирать пирамидку, подбирать по образцу про­стые геометреческие формы (шарик, кубик, треугольник). Стимулируют манипуляции с мелкими предметами, развивают навыки само­обслуживания (снять носки, рубашку или поднять руку, ногу для одевания). Формируют начальные представления о половой принад­лежности («я мальчик»).

В возрасте 3—7 лет обучают играть самосто­ятельно и с другими детьми, используют рисо­вание, лепку, занятие с картинками, кубиками и др. Особое значение имеют подвижные игры, развивающие ловкость, целенаправленность, волевые черты, преодолевающие гипокине­зию. Детей стремятся вовлекать в повседне­вную деятельность (уборка комнаты, мытье посуды, шитье, работа на садовом участке). Важно научить детей соотносить интеллек­туальные и физические возможности с желани­ями и стремлениями.

Правильному развитию движений, речи и психики ребенка способствуют организация лечебного ухода за ним в домашних условиях, образ его жизни. Родители должны понимать, насколько важен тесный контакт с ребенком, начиная с рождения. В процессе ухода за ребен­ком у него создается положительная эмоцио­нальная реакция на лицо, голос, прикосновение матери. Общение с матерью способствует пси­хическому развитию ребенка, приобретению им опыта, познанию окружающего. При недо­статочном контакте со взрослым ребенок ста­новится апатичным, снижается мотивация, появляются стереотипные движения, формиру­ется вторичная задержка психического разви­тия. При общении с другими детьми и взро­слыми он приобретает жизненный опыт, учится подражать, устанавливать социальные контак­ты.

Медикаментозное лечение при детского церебрального паралича явля­ется симптоматическим; наиболее эффективно в раннем возрасте. Выбирает лекарства и наз­начает их врач.

Применяют также бальнеотерапию, грязе­вое и тепловое лечение, электрофорез лекар­ственных веществ, электростимуляцию мышц и нервов. Бальнеотерапия может проводиться пресной и минеральной водой. В теплой воде снижается тонус мышц, уменьшаются гиперкинезы, увеличивается объем активных движе­ний. Используют подводный массаж, плавание. Эффективно одновременное проведение баль­неотерапии и лечебной гимнастики.

Применение грязей, озокерита, горячих уку­тываний показано при всех формах Д. ц. п., особенно при высоком мышечном тонусе, кон­трактурах, после этапных гипсовых повязок, при наличии рубцовых изменений. Ослаблен­ным детям раннего возраста проводят электро­грязевые процедуры, электростимуляцию ослабленных групп мышц, мышц-антагонистов, спастичных мышц.

Санаторно-курортное лечение в специализи­рованных санаториях местного значения целе­сообразно назначать детям старше 1—1 1/5 лет, а на курортах (Евпатория, Одесса, Анапа, Джер- мук, Пятигорск и др.) — старше 3 лет.

Ортопедо-хирургическое лечение проводят при наличии стойких контрактур и деформа­ций. Применяют гипсовые повязки или опера­тивное лечение. Гипсовые повязки применяют при сохранной эластичности мышц и отсут­ствии выраженных дистрофических изменений в мягких тканях опорно-двигательного аппара­та. Необходимо следить за правильной установ­кой головы и туловища в период, когда ребенок находится в гипсовых повязках. Асимметрич­ное положение головы, ее избыточное сги­бание или разгибание рефлекторно повышают тонус мышц в фиксированных конечностях, что сопровождается выраженной болезненностью. Гипсовые повязки заменяют через каждые 10— 12 дней, общая продолжительность такого лечения составляет 2—3 мес., т. к. контрак­туры ликвидируются постепенно.

Оперативное вмешательство проводят при тяжелых контрактурах и деформациях, препят­ствующих развитию статических и локомотор­ных навыков. При хирургической коррекции производят расслабление мышц путем удлине­ния одного или нескольких сухожилий (ахилло- пластику); коррекцию равновесия мышечной силы посредством пересадки сухожилий и др., операции на нервах, иннервирующих спастичес­кие мышцы. При гемипарезах ортопедическая операция необходима при фиксированных кон­трактурах руки и (или) тяжелых деформациях стопы.

Профессиональная ориентация проводится в течение всего периода лечения и обучения с целью подготовки к профессии, соответству­ющей психофизическим возможностям и инте­ресам ребенка. В школах-интернатах детей с Д. ц. п. обучают делопроизводству, машинопи­си, фотографии, садоводству, черчению, швей­ному делу и т. п. В процессе выполнения трудо­вых операций предусматривается постоянная коррекция двигательных нарушений, особенно деятельности рук, зрительно-моторной координации, пространственной ориентации. После окончания школы подростки продолжают про­фессиональное обучение в профтехучилищах, техникумах, институтах, при поступлении в которые они имеют определенные льготы. Для трудоустройства таких больных организованы лечебно-трудовые мастерские при психоневро­логических интернатах, специальные цехи.

Прогноз определяется временем возникно­вения патологии мозга, степенью ее выражен­ности, своевременностью начала лечения, его комплексностью и преемственностью. Систе­матически проводимая комплексная терапия, постоянная тренировка двигательного, рече­вого и психического развития, начатая в первые месяцы жизни, способствуют более благопри­ятному течению и прогнозу. Дети с выражен­ным дефектом в двигательной сфере, передви­гающиеся с помощью подручных средств, но с сохранным интеллектом, могут стать полноцен­ными членами общества, обучаться в обще­образовательных и специализированных шко­лах, средних и высших учебных заведениях, приобрести различные профессиональные навыки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *