Дефекты речи

Наше сегодняшнее занятие посвящено звукам К, Г, X и Й.

Попробуйте определить, в одинаковом ли положе­нии находится у вас язык, когда вы произносите звук К с гласными А, У, И, Ы. Как вы, вероятно, заметили, спинка языка круто выгибается вверх и касается твердого нёба. Это соприкосновение может быть или ближе к передним зубам (ки, ке) или к гортани (ка, ку, кы). Кончик языка соответст­венно приближается к передним нижним зубам или оттяги­вается назад. Струя воздуха прорывает смычку между спин­кой языка и нёбом и образует характерный звук – К. При этом губы принимают положение, необходимое для следую­щего за ним звука. Если при этом вибрируют голосовые связки, то получается звук Г. Но если спинка языка, выгиба­ясь вверх, не смыкается с твердым нёбом и струя воздуха проходит через образовавшуюся щель, то возникает уже но­вый звук – X. Следовательно особенность правильной арти­куляции звуков К, Г, X заключается в том, что положение языка зависит от следующего за ним звука.

Ребенок может вовсе не произносить звуки К и Г (апу-ста, мешо, убы вместо капуста, мешок, губы). Иногда К и X заменяются звуком Т (тот, мута, вместо кот, муха), а Г- звуком Д (дуси, Дубы вместо гуси, губы). Чаще встречаются случаи, когда дети X заменяют звуком К (клеб, сакар).

Как правило, замена одного звука другим, близким по звучанию, происходит оттого, что ребенок недостаточно раз­личает эти Звуки на слух. Следовательно, именно развитием слухового внимания и нужно прежде всего заняться. Помимо упражнений, описанных нами в первом занятии («Здоровье» NS 2), могут быть рекомендованы следующие:Уточняем с ребенком разное значение слов: муха – му­ка, бах – бак, хатка – кадка. Гудеть-дудеть, хата – Тэта, Коля – Толя, калина – Галина, рак – рад, кит – Тит, кости – гости и другие.

ва – в начале, середине или в конце – произносит он Данный звук.

Затем попросите ребенка сказать, бывает ли тан в жизни, кан нарисовал художник, и что на рисунне неправильно?

В заключение можно ор­ганизовать игру: кто больше Других отыщет на картинке предметов, в названии кото­рых встречается звук К, или Г, или X. Читать далее
Научный консультант нашего заочного семинара — заве¬дующий кафедрой психопатологии и логопедии Московского педагогического института имени В. И. Ленина, профессор С. С. ЛЯПИДЕВСКИЙ. Занятия ведет ассистент кафедры В. И. СЕЛИВЕРСТОВ.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>