Исправление дефектов речи

Поэтому пользоваться ими следует только до тех пор, пока ребенок не перестанет делать ошибки.

Следующий этап – закрепление нового звука (стихи, сказ­ки, скороговорки.)Некоторые родители и даже воспитатели в детских садах, стремясь сформировать у ребенка чистую речь, ограничива­ются только этой частью работы. Между тем повторение слов, богато насыщенных звуками, которые дети произносят неправильно, естественно, ведет не к исправлению, а к за­креплению этих ошибок. Последовательность упражнений – требование решающее!

Последний этап – контроль за правильным произноше­нием нового звука в разговоре со старшими и сверстниками.

Й – полугласный звук. Казалось бы, его произнести не­трудно, а недостатки его произношения не могут иметь прак­тического значения для речи.

Оказывается, могут. Ведь помимо того, что Й является са­мостоятельны звуком (майка, сарай), он также служит со­ставной частью так называемых йотированных гласных: Я, Е, ё, ю (йа, йэ, но, йу). Поэтому если человек не в ладах с этим звуком, речь его заметно искажается.

Дети иногда вовсе не произносят Й, иногда заменяют его звуком ЛЬ. В первом случае у них получается мо, да, аблоко, ояка Вместо мой, дай, яблоко, ёлка. Во втором случае эти же слова прозвучат как моль, даль, яблоко, лёлка.

Правильная артикуляция звука Й очень близка к артикуля­ции звука X. Только здесь еще резче выгнута спинка языка, еще более приближена к передней части твердого нёба. Кро­ме того, струя воздуха, проходя через образованную ими щель, заставляет при этом вибрировать и голосовые связки. Кончик языка опущен к нижним зубам.

Что же происходит, когда звук Й произносится непра­вильно?

Если язык не принимает участия в образовании этого зву­ка, он не получается вовсе. Если же спинка языка вместе с его кончиком соприкасаются с твердым нёбом и струя воздуха обтекает их сбоку, образуется звук ЛЬ. Как видим, в обоих случаях ошибки проистекают от недостаточного участия языка в образовании звука. Для активизации мышц языка можно рекомендовать специальные упражнения, описанные нами в первом занятии.

Одновременно а последовательности, изложенной выше, развивайте у ребенка способность различать на слух звуки Й и ЛЬ. С этой целью уточните значение ряда слов, напри­мер, ямка – лямка, йод – лёд. Учите ребенка слышать эти звуки в разных словах, подобно тому, как это рекомендова­лось для звуков Г, К, X.

Используйте и показ правильной артикуляции и звукопод­ражательные игры: ай! (испугались), ой! (больно).

Из специальных приемов наиболее популярны следующие.

Ребенок вслед за взрослым слитно произносит: АИА. Сна­чала медленно, четко. Потом первое А-продолжительно, а два вторых звука (ИА) – кратко, Тогда все сочетание прозву­чит как АИЙА или АЙА.

Так же поступаем с сочетаниями: АИЭС АИО, АИУ. Затем, отбросив первое А, получаем у ребенка ЙА, ЙЭ, ЙО, ЙУ, то есть я, е, ё, ю.

Если же, варьируя эти сочетания, отбросить из них по­следний звук – А, то останется АЙ. Обратите внимание ре­бенка на полученный новый звук – Й. Предложите запомнить, как он получается.

Существует и другой прием. Ребенок произносит: ззз… Вы же в этот момент шпателем или ложкой несильно нажмите на переднюю часть языка. Получится звук Й.

Последовательность закрепления звуков я, е, ё, ю, Й – общепринятая. Она состоит из автоматизации и дифферен­циации этих звуков в слогах, словах и фразах, из закрепле­ния их в связном тексте и, наконец, в самостоятельной речи ребенка.

Научный консультант нашего заочного семинара — заве¬дующий кафедрой психопатологии и логопедии Московского педагогического института имени В. И. Ленина, профессор С. С. ЛЯПИДЕВСКИЙ. Занятия ведет ассистент кафедры В. И. СЕЛИВЕРСТОВ.

Начало статьи

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>