Исправление дефектов речи

Поэтому пользоваться ими следует только до тех пор, пока ребенок не перестанет делать ошибки.

Следующий этап — закрепление нового звука (стихи, сказ­ки, скороговорки.)Некоторые родители и даже воспитатели в детских садах, стремясь сформировать у ребенка чистую речь, ограничива­ются только этой частью работы. Между тем повторение слов, богато насыщенных звуками, которые дети произносят неправильно, естественно, ведет не к исправлению, а к за­креплению этих ошибок. Последовательность упражнений — требование решающее!

Последний этап — контроль за правильным произноше­нием нового звука в разговоре со старшими и сверстниками.

Й — полугласный звук. Казалось бы, его произнести не­трудно, а недостатки его произношения не могут иметь прак­тического значения для речи.

Оказывается, могут. Ведь помимо того, что Й является са­мостоятельны звуком (майка, сарай), он также служит со­ставной частью так называемых йотированных гласных: Я, Е, ё, ю (йа, йэ, но, йу). Поэтому если человек не в ладах с этим звуком, речь его заметно искажается.

Дети иногда вовсе не произносят Й, иногда заменяют его звуком ЛЬ. В первом случае у них получается мо, да, аблоко, ояка Вместо мой, дай, яблоко, ёлка. Во втором случае эти же слова прозвучат как моль, даль, яблоко, лёлка.

Правильная артикуляция звука Й очень близка к артикуля­ции звука X. Только здесь еще резче выгнута спинка языка, еще более приближена к передней части твердого нёба. Кро­ме того, струя воздуха, проходя через образованную ими щель, заставляет при этом вибрировать и голосовые связки. Кончик языка опущен к нижним зубам.

Что же происходит, когда звук Й произносится непра­вильно?

Если язык не принимает участия в образовании этого зву­ка, он не получается вовсе. Если же спинка языка вместе с его кончиком соприкасаются с твердым нёбом и струя воздуха обтекает их сбоку, образуется звук ЛЬ. Как видим, в обоих случаях ошибки проистекают от недостаточного участия языка в образовании звука. Для активизации мышц языка можно рекомендовать специальные упражнения, описанные нами в первом занятии.

Одновременно а последовательности, изложенной выше, развивайте у ребенка способность различать на слух звуки Й и ЛЬ. С этой целью уточните значение ряда слов, напри­мер, ямка — лямка, йод — лёд. Учите ребенка слышать эти звуки в разных словах, подобно тому, как это рекомендова­лось для звуков Г, К, X.

Используйте и показ правильной артикуляции и звукопод­ражательные игры: ай! (испугались), ой! (больно).

Из специальных приемов наиболее популярны следующие.

Ребенок вслед за взрослым слитно произносит: АИА. Сна­чала медленно, четко. Потом первое А-продолжительно, а два вторых звука (ИА) — кратко, Тогда все сочетание прозву­чит как АИЙА или АЙА.

Так же поступаем с сочетаниями: АИЭС АИО, АИУ. Затем, отбросив первое А, получаем у ребенка ЙА, ЙЭ, ЙО, ЙУ, то есть я, е, ё, ю.

Если же, варьируя эти сочетания, отбросить из них по­следний звук — А, то останется АЙ. Обратите внимание ре­бенка на полученный новый звук — Й. Предложите запомнить, как он получается.

Существует и другой прием. Ребенок произносит: ззз… Вы же в этот момент шпателем или ложкой несильно нажмите на переднюю часть языка. Получится звук Й.

Последовательность закрепления звуков я, е, ё, ю, Й — общепринятая. Она состоит из автоматизации и дифферен­циации этих звуков в слогах, словах и фразах, из закрепле­ния их в связном тексте и, наконец, в самостоятельной речи ребенка.

Научный консультант нашего заочного семинара — заве¬дующий кафедрой психопатологии и логопедии Московского педагогического института имени В. И. Ленина, профессор С. С. ЛЯПИДЕВСКИЙ. Занятия ведет ассистент кафедры В. И. СЕЛИВЕРСТОВ.

Начало статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *