Занятия с логопедом

Таким же путем получается и звук X от сочетания СА-СА-СА.

Вызванные звуки закрепляем у ребенка в уже известной, последовательности: в слогах, словах, фразах. Например:КА, АК – капуста, палка, рыбак; КО, ОК – конь, окно, ще­нок; КУ, УК – курица, лук, паук; КЕ, ЕК – кедр, кекс, чело­век; КИ, ИК – кино, ботинки, кубик.

Коля катит колесо. С окна капают капли. Катя копает пе­сок.

ГА – гармонь, магазин, рога; ГО – голубь, вагон, огонь; ГУ – губка, огурец, погулять; ГИ – гири, ноги, враги; ГЕ-герой, генерал, герань.

У Гили громкий голос. Гена поймал галку В огород зашли гуси.

ХА, АХ – халат, неряха, запах; ХО, ОХ- ходики, охота, плохо, мох; ХУ, УХ – худой, пахучий, лух, лопух; ХИ, ИХ – хитрый, духи, стихи.

По двору ходит петух. Мы поехали отдыхать. Хвастать нехорошо.

Закрепляя новые звуки, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок произносил их устойчиво, автоматически, не заду­мываясь и в то же время, чтобы он сознательно мог отли­чить их от старых, неправильных или просто сходных по зву­чанию или артикуляции и не смешивал их, Поэтому следующим этапом закрепления звуков К, Г, X являются упражнения на их различие между собой и отли­чие от звуков Т и Д.

Разумеется, такие упражнения можно предлагать ребенку только тогда, когда он научится правильно произносить каж­дый звук в отдельности. Приводим примерные слоги, слова, а затем и фразы – пусть ребенок потренируется в поочеред­ном их произнесении.

КА – ГА-капуста, гармонь, палка; КА – ХА – капуста, халат, запах, рыбак; ХА – ГА -халат, гармонь, неряха; ХА – ТА – муха, Ната, неряха; ГА – ДА – магазин, вода, гараж; КО – ГО – конь, огонь, город.

Очень полезно затем включить в упражнения слова, содер­жащие одновременно два или даже несколько близких зву­ков: Кегли, галстук, гамак, книга, иголка. Гребенка, хлопок, холодильник, хозяйка, горох, каток, танк. Гудов, погода и другие.

С этими и другими словами составляются фразы, и ребе­нок повторяет их, следя за правильным произношением.

Как видим, упражнения, способствующие автоматизации и дифференциации звуков в слогах, словах и фразах, практиче­ски неисчерпаемы. Читать далее
Научный консультант нашего заочного семинара — заве¬дующий кафедрой психопатологии и логопедии Московского педагогического института имени В. И. Ленина, профессор С. С. ЛЯПИДЕВСКИЙ. Занятия ведет ассистент кафедры В. И. СЕЛИВЕРСТОВ.

Начало статьи

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>