Занятия с логопедом

Таким же путем получается и звук X от сочетания СА-СА-СА.

Вызванные звуки закрепляем у ребенка в уже известной, последовательности: в слогах, словах, фразах. Например:КА, АК — капуста, палка, рыбак; КО, ОК — конь, окно, ще­нок; КУ, УК — курица, лук, паук; КЕ, ЕК — кедр, кекс, чело­век; КИ, ИК — кино, ботинки, кубик.

Коля катит колесо. С окна капают капли. Катя копает пе­сок.

ГА — гармонь, магазин, рога; ГО — голубь, вагон, огонь; ГУ — губка, огурец, погулять; ГИ — гири, ноги, враги; ГЕ-герой, генерал, герань.

У Гили громкий голос. Гена поймал галку В огород зашли гуси.

ХА, АХ — халат, неряха, запах; ХО, ОХ- ходики, охота, плохо, мох; ХУ, УХ — худой, пахучий, лух, лопух; ХИ, ИХ — хитрый, духи, стихи.

По двору ходит петух. Мы поехали отдыхать. Хвастать нехорошо.

Закрепляя новые звуки, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок произносил их устойчиво, автоматически, не заду­мываясь и в то же время, чтобы он сознательно мог отли­чить их от старых, неправильных или просто сходных по зву­чанию или артикуляции и не смешивал их, Поэтому следующим этапом закрепления звуков К, Г, X являются упражнения на их различие между собой и отли­чие от звуков Т и Д.

Разумеется, такие упражнения можно предлагать ребенку только тогда, когда он научится правильно произносить каж­дый звук в отдельности. Приводим примерные слоги, слова, а затем и фразы — пусть ребенок потренируется в поочеред­ном их произнесении.

КА — ГА-капуста, гармонь, палка; КА — ХА — капуста, халат, запах, рыбак; ХА — ГА -халат, гармонь, неряха; ХА — ТА — муха, Ната, неряха; ГА — ДА — магазин, вода, гараж; КО — ГО — конь, огонь, город.

Очень полезно затем включить в упражнения слова, содер­жащие одновременно два или даже несколько близких зву­ков: Кегли, галстук, гамак, книга, иголка. Гребенка, хлопок, холодильник, хозяйка, горох, каток, танк. Гудов, погода и другие.

С этими и другими словами составляются фразы, и ребе­нок повторяет их, следя за правильным произношением.

Как видим, упражнения, способствующие автоматизации и дифференциации звуков в слогах, словах и фразах, практиче­ски неисчерпаемы. Читать далее
Научный консультант нашего заочного семинара — заве¬дующий кафедрой психопатологии и логопедии Московского педагогического института имени В. И. Ленина, профессор С. С. ЛЯПИДЕВСКИЙ. Занятия ведет ассистент кафедры В. И. СЕЛИВЕРСТОВ.

Начало статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *