Детские дефекты речи

Показывайте правильную артикуляцию на себе, используйте зеркало.

Как и всегда, полезны игры, основанные на звукоподража­нии. Ку-ку (поет кукушка), куд-куд-куда (хохлушке в курятни­ке), ко-ко-ко (петух собирает курочек), кис-кис (подзываем Мурку), га-га-га (гуси кричат), yxl (устали), ах! (удивились), ох! (больно), ххх-ххх… (холодно, дуем на руки).

А что делать, если развитие слухового внимания, показ артикуляции и звукоподражательные игры не привели к же­лаемому результату и правильный звук не появился? В этом случае обычно помогают специальные приемы. Вот некото­рые из них.

Ребенку предлагается возможно шире открыть рот, но ды­шать носом. В этом положении язык оттягивается назад и поднимается. Сохраняя это положение, следует сделать не­торопливый выдох через рот. Получается звук, похожий не X. Впоследствии, при тренировке в сочетаниях с гласными Ы, У, О, А, Е, из него получается чистый звук X.

Из описанного положения (широко открытый рот, дыха­ние носом) можно вызвать и звук К. Для этого следует в мо­мент, когда ребенок резко выдыхает воздух, слегка сдавить пальцами его нос. Струя воздуха, изменив направление, про­рвет смычку, преграждающую ей путь в полость рта, и вы­зовет заднеязычный звук К.

Необходимо обратить внимание ребенка на этот новый звук. Дальнейшая тренировка, сочетание полученного звука с гласными (особенно с Е, И) снимет с него первоначальный неправильный оттенок.

Для вызова звуков К, Г, X можно применить и другой прием.

Предложите ребенку произнести сочетание ТА-ТА-ТА. Одновременно шпателем, ручкой чистой ложечки или сво­им хорошо вымытым мизинцем прижмите кончик языка вниз и постепенно отодвигайте его от передних зубов. Вместо ТА-ТА слышится сначала ТЯ-ТЯ, затем КЯ-КЯ и, наконец, КА-КА-КА. Обратите внимание ребенка на полученный звук и обучите его самостоятельно воспроизводить это упражнение, пока он не научится произносить звук без механической по­мощи.

Используя этот же прием, можно получить и правильный звук Г. Для этого ребенок должен произносить сочетание ДА-ДА-ДА, которое по мере отодвигания языка превратит­ся сначала в ДЯ-ДЯ, затем в ГЯ-ГЯ и в ГА-ГА-ГА. Читать далее
Научный консультант нашего заочного семинара — заве¬дующий кафедрой психопатологии и логопедии Московского педагогического института имени В. И. Ленина, профессор С. С. ЛЯПИДЕВСКИЙ. Занятия ведет ассистент кафедры В. И. СЕЛИВЕРСТОВ.

Начало статьи

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>