Детские дефекты речи

Показывайте правильную артикуляцию на себе, используйте зеркало.

Как и всегда, полезны игры, основанные на звукоподража­нии. Ку-ку (поет кукушка), куд-куд-куда (хохлушке в курятни­ке), ко-ко-ко (петух собирает курочек), кис-кис (подзываем Мурку), га-га-га (гуси кричат), yxl (устали), ах! (удивились), ох! (больно), ххх-ххх… (холодно, дуем на руки).

А что делать, если развитие слухового внимания, показ артикуляции и звукоподражательные игры не привели к же­лаемому результату и правильный звук не появился? В этом случае обычно помогают специальные приемы. Вот некото­рые из них.

Ребенку предлагается возможно шире открыть рот, но ды­шать носом. В этом положении язык оттягивается назад и поднимается. Сохраняя это положение, следует сделать не­торопливый выдох через рот. Получается звук, похожий не X. Впоследствии, при тренировке в сочетаниях с гласными Ы, У, О, А, Е, из него получается чистый звук X.

Из описанного положения (широко открытый рот, дыха­ние носом) можно вызвать и звук К. Для этого следует в мо­мент, когда ребенок резко выдыхает воздух, слегка сдавить пальцами его нос. Струя воздуха, изменив направление, про­рвет смычку, преграждающую ей путь в полость рта, и вы­зовет заднеязычный звук К.

Необходимо обратить внимание ребенка на этот новый звук. Дальнейшая тренировка, сочетание полученного звука с гласными (особенно с Е, И) снимет с него первоначальный неправильный оттенок.

Для вызова звуков К, Г, X можно применить и другой прием.

Предложите ребенку произнести сочетание ТА-ТА-ТА. Одновременно шпателем, ручкой чистой ложечки или сво­им хорошо вымытым мизинцем прижмите кончик языка вниз и постепенно отодвигайте его от передних зубов. Вместо ТА-ТА слышится сначала ТЯ-ТЯ, затем КЯ-КЯ и, наконец, КА-КА-КА. Обратите внимание ребенка на полученный звук и обучите его самостоятельно воспроизводить это упражнение, пока он не научится произносить звук без механической по­мощи.

Используя этот же прием, можно получить и правильный звук Г. Для этого ребенок должен произносить сочетание ДА-ДА-ДА, которое по мере отодвигания языка превратит­ся сначала в ДЯ-ДЯ, затем в ГЯ-ГЯ и в ГА-ГА-ГА. Читать далее
Научный консультант нашего заочного семинара — заве¬дующий кафедрой психопатологии и логопедии Московского педагогического института имени В. И. Ленина, профессор С. С. ЛЯПИДЕВСКИЙ. Занятия ведет ассистент кафедры В. И. СЕЛИВЕРСТОВ.

Начало статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *