Избавление от дефектов речи ребенка

Играющие по оче­реди называют увиденные на картинке предметы. Из игры выбывает тот, кто не сможет продолжить пере­чень таких предметов.

Это можно сделать с помощью картинок, показа пред­метов, объяснения смысла слов.

Забавные рисунки на на­шей вкладке могут быть ис­пользованы для занятий с ребенком, который уже на­чал правильно произносить звуки К, Г и X. Картинки по­могут закрепить эти звуки в речи. Как же лучше пользо­ваться вкладкой?

Рассматривая вместе с ребенком картинки, предла­гайте ему называть изобра­женные предметы. При этом следите, чтобы он правильно произносил звуки К, Г и X. Исправляйте его, если он ошибается.

Если ребенок произнес слово невнятно, попросите повторить его, а затем отве­тить, на каком месте слово. Далее, называя эти слова, добиваемся от ребенка их пра­вильного узнавания. Допустим, вы четко произнесли «муха» и попросили: «Покажи мне ее на картинке или расскажи, что ты о ней знаешь, где ее видел». Если ребенок ошибется, сно­ва четко повторите: «Разве я сказал мука? Нет, я сказал муха».

Умение правильно узнать и различить близкие по зву­чанию слова будет характеризовать хорошее слуховое вни­мание, и наоборот.

Приготовьте несколько картонок размером примерно с игральную карту и крупно напишите на них буквы К, Г, X, Т, Д. Обучите ребенка узнавать их, а затем предлагайте ему определять, какой звук вы произнесли: К — Т, К — X, X — Т, Г — Д. Он должен поднять соответствующую картонку.

Придумайте ряд слов с этими звуками (кошка, Дом, Хлеб). Ребенок на слух определяет, какой звук (он должен поднять карточку) имеется в названном вами слове.

Обучая ребенка слышать и различать отдельные звуки речи и одновременно показывая их буквенное изображение, мы тем самым не только активизируем его слуховое внима­ние, не только побуждаем стремиться к правильной речи, но и закладываем основы для успешного обучения грамоте. Не­посредственная же задача развития слухового внимания — воспитать умение произносить правильный звук. Поэтому од­новременно необходимо объяснять ему, как произносится тот или иной правильный звук, в каком положении находятся губы, язык. Читать далее
Научный консультант нашего заочного семинара — заведующий кафедрой психопатологии и логопедии Московского педагогического института имени В. И. Ленина, профессор С. С. ЛЯПИДЕВСКИЙ. Занятия ведет ассистент кафедры В. И. СЕЛИВЕРСТОВ.

Начало статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *