Гимнастика общеразвивающие виды
Общеразвивающие виды гимнастики. Основная гимнастика является важнейшим средством массового физического воспитания. В ней используются бег, прыжки, лазанье, метание и другие, упражнения с предметами (мячи, скакалки, гимнастические палки и др.), упражнения «с сопротивлением», на гибкость (растягивание), расслабление и др., некоторые упражнения на гимнастических снарядах.
Гимнастика для детей раннего и дошкольного возраста способствует их физическому и психическому развитию, поэтому ее включают в общий режим дня ребенка. Эти занятия, помимо оздоровления, содействуют развитию основных двигательных навыков у детей: у грудного ребенка — ползания, умения самостоятельно садиться и вставать на ноги, подготавливают его к самостоятельной ходьбе; у детей старше 1 года — ходьбы, лазанья, бега, прыжков, лучшей координации движений и правильной осанки. Систематические занятия детей гимнастикой способствуют не только становлению двигательной функции, но и тесно с ней связанному развитию центральной нервной системы, совершенствованию функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обмена веществ.
В комплексы занятий с детьми преддошкольного и дошкольного возраста входят общеразвивающие упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, живота, спины, ног; упражнения на развитие и совершенствование основных двигательных навыков — ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и ловля предметов, упражнения на равновесие. Ребенку, который ранее не занимался гимнастикой, не следует предлагать выполнить сразу весь комплекс.
Сначала он может делать лишь несколько упражнений, а через 7—8 дней уже весь комплекс. В раннем и младшем дошкольном возрасте занятия должны носить игровой и имитационный (подражательный) характер. С 2-летнего возраста с детьми следует проводить ежедневную утреннюю гимнастику, включая в нее 3—4 упражнения по формированию и закреплению навыка держать правильную осанку. Заниматься дети должны в легкой свободной одежде.
Для детей школьного возраста содержание занятий гимнастикой определяется особенностями их развития. Так, в 7—9 лет, когда костно-мышечная система еще функционально незрелая и координация движений неустойчивая, рекомендуются упражнения в построениях и перестроениях, с малыми и большими мячами, упражнения для формирования правильной осанки, с элементами акробатических и танцевальных движений, лазанье, упражнения на равновесие, ходьба, бег, прыжки. Рекомендуются разнообразие движений и поз, частая смена упражнений и исходных положений, преимущественное применение игрового метода. Следует избегать упражнений с задержкой дыхания и натуживанием.
В возрасте 10—14 лет организм усиленно растет, начинается половое созревание; в этот период двигательные навыки развиваются неравномерно, у подростков иногда ухудшается координация движений. При правильной методике занятий гимнастикой эти нарушения могут быть устранены. Упражнения для учащихся этого возраста отличаются большей сложностью, их выполнение требует большего труда, чем раньше. С 5-го класса начинается разделение упражнений для мальчиков и девочек. Для мальчиков рекомендуются в основном упражнения на силу и выносливость на спортивных снарядах, элементы борьбы; для девочек — элементы художественной гимнастики.
В возрасте 15—17 лет в основном завершается формирование опорно-двигательного аппарата. Упражнения для юношей направлены на увеличение силы мышц, совершенствование основных двигательных навыков, помогают подготовить их к труду. У девушек, кроме того, учитывают биол. свойства формирующегося женского организма.
Занятия гимнастикой в пожилом возрасте направлены на профилактику гипотрофии мышц, тугоподвижности суставов, ухудшения моторных функций и др. Необходимо ограничивать и осторожно использовать физические упражнения с быстрыми наклонами тела, вращением, кружением, глубокими приседаниями, резкими переходами из положения лежа в положение стоя, упражнения, связанные с длительной задержкой дыхания, особенно с натуживанием, избегать также быстрых, резких движений. Особенно тщательно надо соблюдать постепенность нарастания физической нагрузки, делать частые перерывы между упражнениями, широко использовать дыхательные упражнения, а также плавные движения с большой амплитудой в крупных суставах в медленном темпе. Приступая к занятиям, следует посоветоваться с врачом, который поможет подобрать соответствующие упражнения и виды гимнастики.
Гигиеническая гимнастика преследует преимущественно оздоровительные цели, проводится чаще всего в утренние часы в виде зарядки.
Атлетическая гимнастика предназначена главным образом для практически здоровых юношей; она способствует гармоничному развитию всех групп мышц, формированию правильной осанки, развитию силы. Она включает в основном общеразвивающие упражнения с предметами («отягощением») — гантелями, гирями, набивными мячами, резиновыми амортизаторами, эспандерами и др., а также без предметов, упражнения на гимнастических снарядах — гимнастической стенке, канатах, кольцах и др.,
бег, прыжки, метание. Широко используются тренажеры, позволяющие избирательно тренировать отдельные мышечные группы. Начинать заниматься атлетической гимнастикой целесообразно не ранее чем в 13—14 лет.
Добавить комментарий