Дефекты речи
Наше сегодняшнее занятие посвящено звукам К, Г, X и Й.
Попробуйте определить, в одинаковом ли положении находится у вас язык, когда вы произносите звук К с гласными А, У, И, Ы. Как вы, вероятно, заметили, спинка языка круто выгибается вверх и касается твердого нёба. Это соприкосновение может быть или ближе к передним зубам (ки, ке) или к гортани (ка, ку, кы). Кончик языка соответственно приближается к передним нижним зубам или оттягивается назад. Струя воздуха прорывает смычку между спинкой языка и нёбом и образует характерный звук — К. При этом губы принимают положение, необходимое для следующего за ним звука. Если при этом вибрируют голосовые связки, то получается звук Г. Но если спинка языка, выгибаясь вверх, не смыкается с твердым нёбом и струя воздуха проходит через образовавшуюся щель, то возникает уже новый звук — X. Следовательно особенность правильной артикуляции звуков К, Г, X заключается в том, что положение языка зависит от следующего за ним звука.
Ребенок может вовсе не произносить звуки К и Г (апу-ста, мешо, убы вместо капуста, мешок, губы). Иногда К и X заменяются звуком Т (тот, мута, вместо кот, муха), а Г- звуком Д (дуси, Дубы вместо гуси, губы). Чаще встречаются случаи, когда дети X заменяют звуком К (клеб, сакар).
Как правило, замена одного звука другим, близким по звучанию, происходит оттого, что ребенок недостаточно различает эти Звуки на слух. Следовательно, именно развитием слухового внимания и нужно прежде всего заняться. Помимо упражнений, описанных нами в первом занятии («Здоровье» NS 2), могут быть рекомендованы следующие:Уточняем с ребенком разное значение слов: муха — мука, бах — бак, хатка — кадка. Гудеть-дудеть, хата — Тэта, Коля — Толя, калина — Галина, рак — рад, кит — Тит, кости — гости и другие.
ва — в начале, середине или в конце — произносит он Данный звук.
Затем попросите ребенка сказать, бывает ли тан в жизни, кан нарисовал художник, и что на рисунне неправильно?
В заключение можно организовать игру: кто больше Других отыщет на картинке предметов, в названии которых встречается звук К, или Г, или X. Читать далее
Научный консультант нашего заочного семинара — заве¬дующий кафедрой психопатологии и логопедии Московского педагогического института имени В. И. Ленина, профессор С. С. ЛЯПИДЕВСКИЙ. Занятия ведет ассистент кафедры В. И. СЕЛИВЕРСТОВ.
Добавить комментарий