Здравоохранение
Здравоохранение — система общественных и государственных социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения.
Если здоровье каждого отдельного человека зависит от уровня его культуры, образа жизни, влияния наследственных факторов, возможности своевременно получать квалифицированную медицинскую помощь и т. д., то здоровье населения, или общественное здоровье, определяется прежде всего общим уровнем социально- экономического развития государства и благосостояния народа, наличием и соблюдением соответствующего законодательства, направленного на обеспечение одного из основных прав человека — права на здоровье.
Таким образом, система здравоохранения в широком смысле этого слова призвана быть подлинно социальной системой, связанной с такой задачей, как улучшение качества жизни населения, которая не может быть решена в рамках только одной отрасли, представленной непосредственно органами и учреждениями здравоохранения, координирующими и осуществляющими прежде всего оказание медицинской помощи.
В то же время удовлетворение потребности населения в высококачественной лечебно-профилактической и лекарственной помощи является одной из важнейших задач, требующих значительных экономических затрат, правовой регламентации, соответствующей системы управления и организационной структуры оказания медико-социальной помощи.
В зависимости от организации и прежде всего финансирования выделяются существующие в разных странах различные формы оказания медицинской помощи: частная, государственная, страховая. Частная медицина основана на прямых платежах населения частнопрактикующим врачам или медицинским учреждениям за оказанные услуги.
Государственное здравоохранение предусматривает оказание бесплатной медицинской помощи в учреждениях, финансируемых в основном за счет государственного бюджета. Страховая медицина основана на обязательном (например, из средств государственного бюджета, предприятий) и добровольном социальном страховании населения или отдельных его групп, обеспечивающим полную или частичную компенсацию расходов на медицинскую помощь. Хотя в каждой конкретной стране преобладает, как правило, та или иная форма, они могут сосуществовать в рамках смешанной системы здравоохранения.
В нашей стране вопросами организации и оказания медицинской помощи занимаются органы и учреждения здравоохранения, а также ряда других ведомств. Лечебно-профилактическая помощь оказывается широкой сетью учреждений, во многом максимально приближенных к населению, что достигается, в частности, за счет использования территориального и производственного принципа, т. е. оказания медицинской помощи преимущественно населению прикрепленной территории или производственных участков (см. Врачебный участок).
По видам организации лечебно-профилактическая помощь подразделяется на внебольничную помощь (амбулаторно-поликлиническую, скорую и неотложную медицинскую помощь), стационарную, или больничную, и санаторно- курортную. Особое место занимает первая медицинская помощь, представляющая собой комплекс срочных мероприятий, необходимых для спасения жизни человека и предупреждения возможных осложнений при несчастных случаях, травмах, отравлениях, внезапных заболеваниях. Первая помощь может оказываться не только медицинскими работниками, но и самим населением в порядке само- и взаимопомощи.
В связи с этим очень важное значение приобретает обучение населения приемам первой медицинской помощи, которое проводится в различных учебных заведениях, на предприятиях, в колхозах и других организациях. На предприятиях для оказания первой медицинской помощи организуются специальные санитарные посты, оснащенные носилками, аптечками и т. д. Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается широкой сетью амбулаторий и поликлиник, диспансерами, женскими консультациями, здравпунктами и фельдшерско-акушерскими пунктами.
В задачи системы скорой медицинской помощи входит оказание круглосуточной экстренной помощи при несчастных случаях, внезапных заболеваниях и состояниях, угрожающих жизни, а также перевозка больных в стационары по заявкам врачей (исключая инфекционных больных).
Стационарная медицинская помощь, осуществляемая в больницах разного типа, стационарах диспансеров и медико-санитарных частей, родильных домах и др., оказывается в основном при наиболее тяжелых заболеваниях, требующих применения сложных методов обследования и лечения, оперативных вмешательств, постоянного врачебного наблюдения и интенсивного ухода.
Одним из основных типов лечебно-профилактических учреждений для оказания медицинской помощи рабочим промышленных предприятий, строительства и транспорта является медико-санитарная часть, которая включает в себя поликлинику, стационар (не всегда), врачебные и фельдшерские здравпункты и другие лечебно-оздоровительные структурные элементы (фотарии, ингалятории, физиотерапевтические кабинеты и т. д.).
Важным звеном в общем комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий по охране здоровья промышленных рабочих является создание санаториев-профилакториев. Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению строится на тех же принципах, что и городскому населению. Первым этапом является сельский врачебный участок, объединяющий участковую больницу или самостоятельную врачебную амбулаторию, фельдшерско-акушерские пункты, ясли-сады, фельдшерские здравпункты на предприятиях. Второй этап включает районные медицинские учреждения, ведущим из которых является центральная районная больница.
На третьем этапе медицинская помощь практически по всем специальностям оказывается в областных учреждениях, в частности в областной больнице. Широко используются также, особенно в период массовых сельскохозяйственных работ, передвижные врачебные амбулатории, флюорографические установки, стоматологические кабинеты и т. д. Характерной особенностью развития лечебно-профилактической помощи в нашей стране является ее специализация, нашедшая свое отражение в создании широкой сети специализированных кабинетов, отделений, центров.
Особое внимание уделяется охране материнства и детства, представляющей собой систему государственных и общественных мероприятий, направленных на охрану здоровья матери и ребенка. Эта система включает оказание консультативной и профилактической помощи женщине вне беременности, во время беременности и родов, а также лечебно-профилактическую помощь детям, обеспечивающую квалифицированное медицинское наблюдение за ребенком, начиная с момента его рождения и до окончания школы.
Большое значение для эффективного функционирования системы здравоохранения имеет лекарственная помощь населению, которая оказывается аптечными учреждениями,, а также лечебно-профилактическими учреждениями. Основным аптечным учреждением является аптека.
В аптечных учреждениях можно получить лишь те лекарственные средства, которые разрешены к применению. Средства, отпускаемые без рецепта, приобретаются населением только за плату. Бесплатно или на льготных условиях лекарственная помощь оказывается только в порядке, определенном законодательством: бесплатно, в частности, получают лекарственные средства все больные, находящиеся на стационарном лечении, а также некоторые категории амбулаторных больных, например дети до 3 лет, инвалиды войны, больные туберкулезом, шизофренией, сахарным диабетом.
По обеспеченности населения медицинскими работниками, количеству больничных коек наша страна занимает одно из первых мест в мире, однако эффективность их использования сравнительно невелика. Это обусловлено во многом игнорированием в течение многих лет реально существующих экономических законов. Отпускаемые на здравоохранение средства, не говоря уже об их ограниченности, поступали на территории и в учреждения, как правило, в рамках старого механизма распределения, не будучи связанными с фактическим объемом и качеством оказываемой медицинской помощи.
Таким образом, на современном этапе наряду с дальнейшим наращиванием средств для здравоохранения, должна решаться задача повышения эффективности их использования.
Важнейшая роль в решении этой задачи принадлежит совершенствованию управления здравоохранением.
Очень важным в управлении здравоохранением является изучение потребности населения в медицинской помощи, обусловленной демографическими процессами, уровнем заболеваемости, различными местными особенностями и другими причинами, и определение возможности ее удовлетворения на данном этапе развития государства.
Существующая неудовлетворенная потребность населения в высококвалифицированной помощи, сложившаяся материально-техническая база, международный опыт свидетельствуют о недостаточности финансирования здравоохранения, которое осуществляется в нашей стране в основном только из государственного бюджета.
Большие надежды в этом плане возлагаются на введение принципов медицинского страхования, а также развитие альтернативных форм оказания медицинской помощи, в том числе медицинскими кооперативами, в порядке индивидуальной трудовой деятельности и т. д.
Следует, однако, понимать, что сами по себе эти принципы не в состоянии улучшить качество медицинской помощи и ее доступность, а лишь меняют механизм финансирования и его уровень, что при правильном использовании может способствовать заинтересованности медицинских работников в объеме и результатах их труда, а населения — в сохранении и улучшении своего здоровья. Однако при любых принципах финансирования и характере взаимоотношений в системе здравоохранения требуется их четкая правовая регламентация, так же как и всех других аспектов охраны здоровья народа.
Добавить комментарий