Игрушки
Игрушки. В играх ребенок развивается, познает мир, наследует опыт, накопленный поколениями.
Для своевременного и всестороннего развития детей необходимо подбирать игрушки, которые соответствуют его психическому и физическому развитию, помогают формированию его способностей, навыков и т. д.
За разработкой и производством игрушек установлен санитарный надзор.
По форме и конструкции игрушки должны быть удобными и безопасными: во избежание травм они не должны иметь острых выступающих углов и краев, шероховатых поверхностей, легко отделяемых мелких деталей. Последнее особенно важно для игрушек, которыми пользуются маленькие дети, т. к. эти детали могут быть проглочены, заткнуты в нос, уши.
В грудном возрасте игрушки способствуют повышению двигательной активности и развивают навыки ориентирования (см. Грудной ребенок). В первые 2—3 мес. жизни ребенка они нужны для развития органов чувств, накопления зрительных и слуховых впечатлений, формирования положительных эмоций. Для этих целей хороши яркие, крупные, контрастных цветов подвески, погремушки, колокольчики, бубенчики.
В минуты бодрствования, после кормления покажите ребенку игрушки на расстоянии 70—80 см от глаз, чтобы он сосредоточил на ней взор, проведите игрушки перед ним, формируя слежение, позвените колокольчиком, держа малыша на руках и побуждая повернуть голову в сторону звука. В период от 2—3 до 7—8 мес.
Игрушки необходимы для формирования предметно-ознакомительной деятельности, а затем предметно-отобразительной игры, в процессе которых обогащается опыт ребенка, формируется его познавательная активность, усваиваются способы действий с предметами.
Используют игрушки из разных материалов (ткани, дерева, резины, твердых и мягких пластмасс), приятных ребенку и поддающихся мытью.
Играя, он учится хватать, удерживать, обследовать игрушки, достает их из разных положений, подползает к интересующим его игрушкам, играет с ними сидя, стоя и ходит с ними. Не давайте малышу одновременно более 1—2 игрушек. Периодически меняйте их. По возможности чаще мойте игрушки, а при необходимости и дезинфицируйте, т. к. все, что попадает ребенку в руки, он обязательно берет в рот. Непременным условием является стойкость окраски игрушки.
В возрасте от года до трех лет (см. Дошкольный возраст) детям подбирают наборы игрушек, позволяющие познавать назначение предметов, их функции, учиться использовать их как орудия труда. Занятия с пирамидками, строительными наборами, куклами расширяют представления детей о величине, форме, цвете, положении предметов в пространстве, а игрушки на колесах, лопатки, совки, которыми можно копать снег, песок, повышают двигательную активность, улучшают координацию движений.
Ребенок в игре начинает подражать деятельности взрослых, а игрушки служат ему символами, помогают развивать сюжеты игр, способствуют формированию отвлеченного мышления. При этом важны атрибуты деятельности взрослых — шапочка, термометр, стетоскоп врача, повязка с крестом медсестры, колпак и фартук повара, телефон и т. п. Старайтесь давать детям игрушки в соответствии с режимом дня: утром — новые игрушки, вызывающие интерес и общее возбуждение, днем — игрушки для сосредоточенной игры, вечером — спокойные настольные игры, матрешки, кубики.
В возрасте от 3 до 7 лет полезны игрушки для игры со сверстниками на темы, близкие их опыту, отражающие события общественной жизни: магазин, железная дорога, космодром, робот и др. Игры в это время служат средством формирования социального сознания ребенка, объединения детей в коллектив, познания мира и его преобразования, при этом создаются условия для всех видов самостоятельной деятельности.
Игрушки дошкольников следует хранить в специальных уголках для игр. Пусть малыш выберет необходимую ему игрушку и уберет на место по окончании игры. Куклы, фигурки животных лучше не просто хранить, а устраивать жилища, где они «живут», — кукольные дома, зоопарк и т. д.
Школьникам нужны сложные, управляемые игрушки и целые системы их, позволяющие соревноваться в ловкости. Тематические и универсальные конструкторы, наборы для опытов по химии, физике постепенно развивают элементы технического творчества, формируют интерес к будущей профессии.
Этим же целям служат сборные модели технических игрушек, полуфабрикаты игрушек (модели). Большое место занимают игрушки, побуждающие детей к движению: спортивные игры, кегли, мячи, прыгалки. С возрастом на смену игрушкам придут спортивные снаряды, лыжи, велосипед, коньки, бадминтон и др. Кукольный театр вплотную подводит детей к сценическому искусству. Увлекаются школьники и интеллектуальными играми (шашками, шахматами, головоломкой, настольными играми и др.). Подросток постепенно приобщается к совместной со взрослыми деятельности, а это нередко влияет на выбор будущей профессии.
За игрушками требуется уход. Резиновые, пластмассовые игрушки моют мылом в горячей воде (при температуре не ниже 50°) с применением 2% раствора пищевой соды и последующим промыванием в проточной воде. Металлические игрушки обмывают горячей водой (не ниже 80°) и высушивают. Мягкие набивные игрушки чистят в химчистке; кукольную одежду стирают и проглаживают.
В любом возрасте детям нужны не только готовые игрушки, но и материалы для создания игрушек-самоделок, инструменты для всех видов творчества. У девочек это швейные машины, наборы для вышивания, у мальчиков наборы слесарных и других инструментов, материалы для выпиливания и т. д. К созданию игрушек- самоделок детей привлекают рано. Вначале ребенок является свидетелем возникновения такой игрушки в руках родителей; постепенно он становится соисполнителем, внося и свою долю, а потом начинает делать их сам. Игрушки, сделанные самими детьми, бывают часто и самыми любимыми.
Добавить комментарий