Исправление дефектов речи
Поэтому пользоваться ими следует только до тех пор, пока ребенок не перестанет делать ошибки.
Следующий этап — закрепление нового звука (стихи, сказки, скороговорки.)Некоторые родители и даже воспитатели в детских садах, стремясь сформировать у ребенка чистую речь, ограничиваются только этой частью работы. Между тем повторение слов, богато насыщенных звуками, которые дети произносят неправильно, естественно, ведет не к исправлению, а к закреплению этих ошибок. Последовательность упражнений — требование решающее!
Последний этап — контроль за правильным произношением нового звука в разговоре со старшими и сверстниками.
Й — полугласный звук. Казалось бы, его произнести нетрудно, а недостатки его произношения не могут иметь практического значения для речи.
Оказывается, могут. Ведь помимо того, что Й является самостоятельны звуком (майка, сарай), он также служит составной частью так называемых йотированных гласных: Я, Е, ё, ю (йа, йэ, но, йу). Поэтому если человек не в ладах с этим звуком, речь его заметно искажается.
Дети иногда вовсе не произносят Й, иногда заменяют его звуком ЛЬ. В первом случае у них получается мо, да, аблоко, ояка Вместо мой, дай, яблоко, ёлка. Во втором случае эти же слова прозвучат как моль, даль, яблоко, лёлка.
Правильная артикуляция звука Й очень близка к артикуляции звука X. Только здесь еще резче выгнута спинка языка, еще более приближена к передней части твердого нёба. Кроме того, струя воздуха, проходя через образованную ими щель, заставляет при этом вибрировать и голосовые связки. Кончик языка опущен к нижним зубам.
Что же происходит, когда звук Й произносится неправильно?
Если язык не принимает участия в образовании этого звука, он не получается вовсе. Если же спинка языка вместе с его кончиком соприкасаются с твердым нёбом и струя воздуха обтекает их сбоку, образуется звук ЛЬ. Как видим, в обоих случаях ошибки проистекают от недостаточного участия языка в образовании звука. Для активизации мышц языка можно рекомендовать специальные упражнения, описанные нами в первом занятии.
Одновременно а последовательности, изложенной выше, развивайте у ребенка способность различать на слух звуки Й и ЛЬ. С этой целью уточните значение ряда слов, например, ямка — лямка, йод — лёд. Учите ребенка слышать эти звуки в разных словах, подобно тому, как это рекомендовалось для звуков Г, К, X.
Используйте и показ правильной артикуляции и звукоподражательные игры: ай! (испугались), ой! (больно).
Из специальных приемов наиболее популярны следующие.
Ребенок вслед за взрослым слитно произносит: АИА. Сначала медленно, четко. Потом первое А-продолжительно, а два вторых звука (ИА) — кратко, Тогда все сочетание прозвучит как АИЙА или АЙА.
Так же поступаем с сочетаниями: АИЭС АИО, АИУ. Затем, отбросив первое А, получаем у ребенка ЙА, ЙЭ, ЙО, ЙУ, то есть я, е, ё, ю.
Если же, варьируя эти сочетания, отбросить из них последний звук — А, то останется АЙ. Обратите внимание ребенка на полученный новый звук — Й. Предложите запомнить, как он получается.
Существует и другой прием. Ребенок произносит: ззз… Вы же в этот момент шпателем или ложкой несильно нажмите на переднюю часть языка. Получится звук Й.
Последовательность закрепления звуков я, е, ё, ю, Й — общепринятая. Она состоит из автоматизации и дифференциации этих звуков в слогах, словах и фразах, из закрепления их в связном тексте и, наконец, в самостоятельной речи ребенка.
Научный консультант нашего заочного семинара — заве¬дующий кафедрой психопатологии и логопедии Московского педагогического института имени В. И. Ленина, профессор С. С. ЛЯПИДЕВСКИЙ. Занятия ведет ассистент кафедры В. И. СЕЛИВЕРСТОВ.
Добавить комментарий