Леворукость
ЛЕВОРУКОСТЬ может быть врожденной (иногда наследственной) и приобретенной — вследствие нарушения функции правой руки. Различают явную и скрытую леворукость, при последней человек, будучи от рождения леворуким, путем тренировки приучается пользоваться преимущественно правой рукой.
Как показывают специальные исследования, левши имеют ряд индивидуальных качеств, которые обусловливают особенности их поведения и обучения. Их отличает способность к музыке и рисованию, они отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью и ранимостью. Для леворуких характерны признаки «зеркального» мышления: перевернутое справа налево написание отдельных букв и слогов, их перенос из конца в начало слова и «упорное» чтение слов справа налево. У левшей, как правило, прекрасно развита зрительная память. Великий древнегреческий Полководец Александр Македонский, обладавший феноменальной памятью, был левшой. Он, как ‘утверждают историки, знал в лицо каждого своего воина, хотя его войско насчитывало десятки тысяч солдат. Левшам свойственны сильные волевые качества. Благодаря этому и высокому интеллекту они нередко становятся знаменитыми государственными деятелями. Яркий пример тому — карьера Джорджа Буша. Левшами были Микеланджело, Леонардо да Винчи, Пикассо, Чарли Чаплин и многие другие выдающиеся деятели искусства. Очень много левшей становится выдающимися спортсменами — боксерами, фехтовальщиками, волейболистами, теннисистами.
Процесс формирования доминантности руки завершается к 5 годам, а до этого возраста необходимо внимательно наблюдать за леворуким ребенком и определить тактику его моторного воспитания.
На ранних стадиях развития ребенка обе руки действуют вместе и только к полутора годам одна рука становится более пассивной по сравнению с другой. Учитывая, что наша жизнь протекает в «праворуком» мире и он характеризуется выраженной «праворукой» культурой, необходимо, начиная с 6-недельного возраста, осуществлять специальные тренировки рук и особенно правой кисти. Это может быть массаж, пассивное сгибание и разгибание пальцев и т. п. Они способствуют более раннему созреванию мозга и слаженному владению обеими руками.
В более старшем возрасте в играх следует равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а выполнение действий с различными предметами в домашнем обиходе равномерно распределять между двумя руками. Совершенно очевидно, что недопустимо переучивать левшу в правшу такими приемами, как привязывание левой руки, удары по ней и т. п. Насильственные или жестокие способы перевоспитания левшей обычно приводят к выраженным невротическим расстройствам. Однако существуют и вполне приемлемые приемы достижения равномерного развития функций обеих рук у левшей. Так, для торможения движений левой руки можно использовать различные игры, проводя их в спокойной, доброжелательной атмосфере, избегая излишней категоричности и сильного нажима на ребенка. Напр., малышу дается в левую руку автомобильчик, а в правую самолетик и предлагают ему добраться до определенного пункта. Естественно, что ребенок будет энергично двигать правой рукой самолет и задерживать левую руку, ведущую автомобиль. В подобных играх, а их можно придумать по этой аналогии очень много, резкое преобладание функций одной руки удается тормозить без развития нежелательных невротических явлений.
Для школьников наиболее эффективны в этом отношении занятия спортом. Плавание, гимнастика, спортивные игры и другие виды спорта способствуют более совершенному развитию всех двигательных функций растущего организма. Если, несмотря ни на что, ребенок остается упорным левшой, от попыток переучивания следует раз и навсегда отказаться.
Добавить комментарий