Осанка
ОСАНКА — привычное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего периода детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма.
При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая. Нарушение осанки, особенно в период роста, может усугубить деформации костного скелета, ухудшить деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения. При нарушении осанки могут появляться головные боли, повышаться утомляемость, снижаться аппетит.
Видами неправильной осанки являются сутулость, кругловогнутая спина, плосковогнутая спина и др. При сутулости, которая обусловлена слабым развитием мышц спины, грудной отдел позвоночника значительно и равномерно выступает кзади («круглая спина»), голова наклонена вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены, живот выпячен. Вялая осанка проявляется опущением головы, уплощением грудной клетки, отставанием от спины лопаток, сведением плеч, полусогнутыми в коленях ногами.
К нарушению осанки у детей могут привести различные заболевания, в первую очередь рахит гипотрофия, ожирение, инфекционные болезни, а также нерациональный режим, неполноценное питание, неверно подобранные мебель дома и в школе и т. д.
Предупредить возникновение неправильной осанки значительно легче, чем исправить,поэтому родители, сотрудники дошкольных и школьных учреждений должны постоянно следить за формированием осанки у детей. Важное значение имеют своевременное и полноценное питание, свежий воздух, массаж и гимнастика, закаливающие процедуры, подбор мебели в соответствии с ростом. Желательно, чтобы ребенок сам контролировал свою осанку. Не следует допускать, чтобы дети в первые месяцы жизни спали в мягкой постели и постоянно на одном и том же боку. Режим ребенка должен рационально сочетать подвижные и малоподвижные занятия. Большое внимание следует уделять укреплению его мышечного аппарата. В возрасте 1’/2—2 мес. рекомендуется начинать массаж (см. Грудной ребенок). Упражнения со сгибанием и разгибанием конечностей надо начинать в возрасте 3—4 мес., когда физиологическое напряжение мышц-разгибателей и мышц-сгибателей рук становится одинаковым. Дети 3 лет и старше должны заниматься гимнастикой, подвижными играми, утренней гимнастикой, совершать прогулки (см. Дошкольный возраст, Школьный возраст). Рекомендуют ходить на лыжах и плавать. Одежда во время подвижных игр должна быть свободной и не стеснять движений. Физическая нагрузка строго дозируется, чередуется с отдыхом. Во время занятий с детьми за столом обращайте внимание на освещенность комнаты. При недостаточном освещении дети сутулятся, принимают неправильные позы. Формированию правильной осанки способствуют закаливающие процедуры. Они укрепляют здоровье ребенка, повышают его жизненный тонус. Большое значение имеет достаточный сон, который дает отдых нервной системе, мышцам, уменьшает нагрузку на позвоночник, суставы ребенка.
При нарушениях осанки большое значение имеет лечебная физкультура. Рекомендуется выполнять упражнения для укрепления мышц спины и живота в положении стоя, на четвереньках и лежа .
Добавить комментарий