Память
ПАМЯТЬ — способность к запечатлению, сохранению и последующему воспроизведению (или узнаванию) того, что ранее было воспринято, пережито или сделано.
Изучение памяти началось много веков назад. Память всегда связывалась с процессом обучения (т. е. накопления информации), а попытки объяснения памяти совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.
Две тысячи лет спустя франц. философ и естествоиспытатель Р. Декарт, создатель «гидравлической» модели нервной системы, предположил, что частое использование одних и тех же пустотелых трубок (так Декарт представлял себе строение нервных волокон) приводит к их растяжению и снижению сопротивления движению «жизненных духов», что сопровождается формированием навыков, т. е. запоминанием. Позже, уже в 19 и начале 20 в., в связи с созданием телефонной сети, электронно-вычислительных машин, магнитофонов и других устройств память трактовали в соответствии с принципами, на которых основаны механизмы действия этих устройств.
Наконец, развитие генетики и молекулярной биологии, раскрытие механизмов хранения генетической информации побудили привлечь к объяснению механизмов памяти уже биологические аналогии. В частности, предполагают, что механизмы по крайней мере одного из видов памяти имеют молекулярную основу (запечатление информации сопровождается изменениями в системе ферментов, локализующихся в нервных клетках, увеличением содержания в них нуклеиновых кислот и т. д.).
Традиционно психологи, которые первыми стали экспериментально изучать память, выделяют четыре ее вида: двигательную, связанную с запоминанием и воспроизведением движений; образную, сферой которой является запоминание чувственных образов, предметов, явлений и их свойств (образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т. д.); словесно-логическую (свойственную только человеку форму памяти), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т. д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением; эмоциональную память, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами.
Основным процессом памяти следует считать запоминание, т. к. именно оно обеспечивает полноту и точность последующего воспроизведения, а также длительность и прочность хранения информации. Этот процесс может иметь непроизвольный или произвольный характер. В первом случае он сопровождает какие-либо действия человека и не направлен на собственно запоминание (напр., читая книгу, мы не стараемся специально запомнить чьи-либо слова или описание пейзажей, но тем не менее способны воспроизвести некоторые фразы, описания пейзажей, сюжетный ход повествования и т. д.). Произвольное запоминание связано с предварительной установкой на запоминание чего-то определенного и, как правило, с применением специальных приемов и методов, облегчающих достижение цели (так наз. приемов мнецотехники). Этот вид запоминания в целом продуктивнее непроизвольного, но требует более благоприятных условий (понимания и осмысливания запоминаемого материала, предельного внимания и сосредоточенности, тишины и т. д.). Непременным условием повышения продуктивности произвольного запоминания является систематическая тренировка памяти. При этом одновременно тренируются непроизвольное запоминание и так наз. механическая память, не связанная с пониманием усвояемого материала. Заучивание, «зазубривание» чего-либо наизусть до автоматизма при своей внешней непривлекательности в некоторых случаях необходимо для успешного обучения.
Сведения, накопленные памятью человека, его знания, опыт (т. е. результат всех форм обучения) реализуются в виде воспроизведения. Самая простая его форма — узнавание предметов, явлений и событий, связанных с ними, при повторном восприятии. Гораздо сложнее воспроизвести их в тот момент, когда они нами не воспринимаются. Это произвольное воспроизведение прошлого опыта, произвольное воспоминание (по «заказу», при необходимости). Примером может послужить необходимость прочитать стихотворение наизусть, вспомнить химическую или математическую формулу при решении задачи и т. д.
При этой форме воспроизведения повышается возможность забывания — от неспособности припомнить до полного неузнавания. Забывание при этом может быть и временным, и длительным, и постоянным, а причины его — непрочность запоминания, эмоциональное возбуждение, а также некоторые психические расстройства, злоупотребление алкоголем и т. д.
Несмотря на то что память человека в достаточной мере индивидуальна, в зависимости от прочности запоминания, точности и полноты воспроизведения и характера запоминаемого материала можно выделить словесно-образный, художественный), словесно-логический (абстрактный) и промежуточный типы памяти. В пределах индивидуальной памяти выделяют еще две формы — кратковременную (или оперативную) и долговременную. Оперативная память удерживает сведения о раздражителе около получаса, после чего информация либо переходит в долговременную память, либо забывается. Есть основания полагать, что в основе оперативной памяти лежит циркуляция нервных сигналов от одной нервной клетки к другой. Уже показано, что этот тип памяти связан с деятельностью специальной структуры головного мозга — гиппокампа. При удалении гиппокампа (напр., в ряде случаев у больных, страдающих тяжелыми эпилептическими припадками) память перестает функционировать и больной становится не способным к запоминанию чего- либо нового. Вопрос о том, как оперативная память переходит в долговременную, т. е. как именно человек запоминает что-то, пока не решен. На модели условных рефлексов показано, что в процессе запоминания изменяются внешний вид и функция синапсов, передающих возбуждение от нейрона к нейрону. Сильно изменяется и химический состав нервных клеток. В процессе запоминания очень важная роль принадлежит рибонуклеиновой кислоте (РНК). Известно, что РНК переносит наследственную генетическую информацию от ядра клетки в цитоплазму, где происходит синтез того или иного белка. Нервные импульсы, поступающие к нервной клетке, стимулируют выработку РНК, что в свою очередь предопределяет синтез нового белка, высокочувствительного к обусловившим его формирование знакомым импульсам. Поэтому знакомые импульсы легче возбуждают клетку, и таким образом событие фиксируется в мозге. С течением времени, если такие импульсы не поступают, белок постепенно распадается и следы запоминаемой информации стираются. Так, на смену прежнему представлению об электрической природе памяти пришла идея, что в основе памяти лежит электрохимическая деятельность.
Память характеризуется не только количественно, объемом, но и качественно — точностью, своевременностью. Достаточность памяти проявляется в способности запоминания необходимого материала, удержания его на нужный срок и воспроизведения с нужной полнотой. Запоминание второстепенного при незапоминании нужного, неразличение материала для оперативного и долговременного удержания, случайность, вторичность для ситуации воспроизводимого материала являются свойствами ума, а не памяти. Возможности памяти варьируют в широких пределах. Известны уникальные случаи кратковременной память, которая в течение нескольких часов удерживает большое количество формализованного (цифры, текст) материала. Хорошее механическое запоминание отмечено у некоторых больных олигофренией. Ошибки памяти касаются воспроизведения. Обычно они представлены смещением в месте или времени действительно бывших событий, их связи. Такие ошибки памяти, как переживания «уже ранее виденного» в незнакомом месте или «никогда не виденного» в знакомой ситуации, связаны с тонкими изменениями сознания. Особые психические состояния (сильные волнение, страх и т. п.) оказывают влияние на функции памяти — запечатление, удержание и воспроизведение. Общий душевный подъем улучшает все функции памяти; волнение, страх у разных индивидов может обострить или парализовать память. Сильные эмоции могут изменить состояние сознания, сужение которого ограничивает восприятие и запоминание происходящего, помрачение его позволяет запомнить лишь случайные, бессвязные детали. Любое изменение сознания нарушает воспроизведение материала из запаса памяти, поскольку нарушает целостность, непрерывность психической жизни в ее прошлом и настоящем.
Острое расстройство памяти характерно для нарушений сознания, вызванных отравлением, травмой, иным поражением мозга. При этом «провал» в памяти (так наз. амнезия) может охватывать и период здоровья, непосредственно предшествовавший расстройству сознания, а способность запоминания и удержания, полнота воспроизведения материала восстанавливаются также не всегда сразу по возвращении сознания.
Острое кратковременное поражение мозга, особенно сопровождавшееся его гипоксией, может вызвать необратимые расстройства памяти, которые выражаются в слабости запоминания и удержания нового материала; воспроизведение прежнего запаса знаний сохраняется. Полная утрата памяти на прошлое вплоть до забывания своего имени с сохранением способности запоминания и удержания текущих событий, даже если этому предшествовало серьезное поражение мозга, имеет индивидуально-психологическую причину и не является собственно расстройством памяти. Такое же происхождение имеют случаи избирательного забывания отдельных событий, обстоятельств, имен и т. п., если запоминание и удержание не нарушены. При психических заболеваниях расстройства памяти могут выражаться нарушениями воспроизведения в виде вытеснения субъективно неприятного материала, избирательности воспоминания, мнимых воспоминаний, фантазирования, иногда имеющего бредовое содержание. Длительные расстройства памяти, включающие ослабление как воспроизведения, так и запоминания и удержания. свойственны затяжным телесным болезням, состояниям истощения. При выздоровлении память восстанавливается тем быстрее, чем моложе возраст; длительное заболевание в старческом возрасте может приводить к необратимому снижению психических функций, включая память. Необратимые расстройства памяти возникают также при хронических заболеваниях мозга. При этом формы нарушения памяти могут быть различны в зависимости от локализации патологического процесса в головном мозге; это позволяет уточнить невропатологический и психиатрический диагноз.
Естественное ослабление памяти с возрастом первоначально связано со снижением функциональной активности психики, в частности способностей к концентрации внимания, сосредоточения на своих действиях, одновременного удержания многих представлений, а также с отвлекаемостью, снижением эмоциональности, заинтересованности и т. д. Собственно возрастное ухудшение памяти наступает постепенно, начинаясь с ухудшения запоминания нового материала и его удержания. Затем сокращается багаж памяти: вначале утрачивается память на недавние, а потом и на давно прошедшие события. Старики помнят свою молодость лучше, чем последние годы. При этом утверждение о прекрасной памяти на прошлое верно только в сравнении с памятью на настоящее, т. к. память на прошлое, как правило, содержит много ошибок (смещение событий во времени, заполнение пробелов сходным материалом и т. п.) Физиологическое возрастное ослабление памяти обычно касается имен, дат, интеллектуальных понятий и ассоциаций, а также событий, не затрагивающих личность. Утрата же памяти на события личной жизни, память об эмоциональных переживаниях свидетельствует о более глубоких, нежели возрастные, изменениях психики. Утрата памяти на названия и предназначение конкретных предметов, практических действий, а также двигательных навыков свидетельствует о серьезных мозговых поражениях.
Добавить комментарий