Половое влечение
ПОЛОВОЕ ВЛЕЧЕНИЕ (либидо) является отражением лежащих в его основе полового инстинкта и половых потребностей, т. е. врожденных, генетически обусловленных механизмов. Но в отличие от так наз. жизненно важных потребностей (напр., в пище) сексуальные потребности, а следовательно, и половое влечение не проявляются у ребенка сразу же после рождения, они формируются в процессе полового созревания и не существуют на протяжении всей жизни неизменно, а исчезают с угасанием половых функций. Существенные особенности полового влечения у человека состоят в том, что инстинкты, лежащие в основе этого влечения, играют подчиненную роль, т. к. они тормозятся и контролируются специфическими для человека формами высшей нервной деятельности. Если у животных реализация полового инстинкта, как правило, полностью подчинена биологической цели — воспроизведению и сохранению вида, то у человека половое влечение в значительной мере утратило свой биологический характер и приобрело новые аспекты, связанные с нервной разрядкой, с наслаждением. Процесс удовлетворения полового влечения у человека всегда выступает как осознанная, целенаправленная деятельность. Человек может удовлетворить половое влечение, не имея в виду сохранение вида. Сексуальные потребности, как и другие потребности человека, преобразованы воспитанием в широком смысле этого слова, т. е. его приобщением к миру человеческой культуры.
Половое влечение связано в первую очередь с функцией эндокринных желез (гипофиза, яичек у мужчин и яичников у женщин, надпочечников, щитовидной железы) и ряда образований в головном мозге, напр. зрительных бугров (см. Центральная нервная система), а также с условнорефлекторными комплексами полового характера, формирующимися в коре головного мозга. В широком смысле понятие половое влечение включает в себя так наз. энергетический компонент, который является врожденным и обусловлен взаимодействием нервной системы и гуморальных факторов (содержащихся в крови биологически активных веществ — гормонов, медиаторов), и так наз. половую доминанту. Последняя обусловливает специфическую сексуально-эротическую окраску полового влечения, переключая внимание на сексуальный объект и объединяя в единое целое как врожденные, так и индивидуально приобретенные (условнорефлекторные) механизмы полового влечения. Врожденные механизмы обеспечивают выраженность и интенсивность полового влечекния, что отчетливо проявляется уже в период так наз. юношеской гиперсексуальности. Именно в этот период под влиянием повышенного полового влечения формируются условнорефлекторные комплексы, которые остаются на всю жизнь и определяют направленность полового влечения, придают ему специфическую сексуально-эротическую окраску. Эти механизмы могут сформироваться только при определенном уровне зрелости половой сферы. Если в результате какого-либо, нарушения половая сфера не достигает зрелости, никакие внешние стимулирующие факторы не смогут пробудить половое влечение. В то же время возраст, в котором пробуждается половое влечение, может значительно колебаться под влиянием микросоциального окружения, воспитания, средств массовой информации и др. В период полового созревания усилия педагогов и родителей должны быть направлены на то, чтобы не допустить преждевременного пробуждения полового влечения.
Строго очерченной нормы применительно к половому влечению (как, впрочем, и к другим проявлениям половой активности) не существует. Условной индивидуальной нормой полового влечения можно считать его выраженность в зрелом возрасте, когда половая жизнь характеризуется наибольшей гармонией, ибо в период так наз. юношеской гиперсексуальности полового влечения следует рассматривать как несомненно повышенное, а в пожилом возрасте как пониженное. У мужчин изменения полового влечения сказываются на всех проявлениях половой активности — эрекции, эякуляции, оргазме. Определенная периодичность полового влечения у женщин связана с менструальным циклом. Угасание полового влечения с возрастом сопровождается рядом изменений в организме, больше выраженных у женщин (см. Климактерический период).
См. также Половая жизнь, Половое воспитание.
Добавить комментарий