Половое воспитание
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ — система медицинских и педагогических мер, направленных воспитание у детей, подростков и молодежи разумного, здорового отношения к вопросам пола. Задача полового воспитания — способствовать гармоническому развитию подрастающего поколения полноценному формированию детородной функции, содействовать укреплению брака семьи.
Многие считают, что половым воспитанием надо заниматься тогда, когда дети вступают в период полового созревания. Это представление неправильно, так как по некоторым аспектам половое воспитание необходимо начинать уже в раннем детстве.
От полового воспитания следует отличать половое просвещение, которое заключается в ознакомлении подростков с анатомо-физиологическими, ceксосологическими, гигиеническими и другими сведениями по вопросам пола и половой жизни. Половое воспитание необходимо проводить с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей. Обязательное условие его эффективности — единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей. Проблемы полового воспитания должны быть тесно связаны с общей системой нравственного воспитания. Однако иногда считают, что обсуждать эти проблемы неприлично, стараются обойти молчанием вполне естественные вопросы, которые занимают молодежь. Неподготовленность и неосведомленность подростков в вопросах пола нередко оборачиваются тяжелыми жизненными драмами. При всей сложности и деликатности проблемы полового воспитана родители, педагоги и медработники должны своевременно и правильно ответить на вопросы, волнующие подрастающее поколение.
Не осведомленные в вопросах пола подростки часто пугаются физиологических изменений, которые происходят в их организме, стыдятся их. Не найдя ответа у родителей и педагогов, они нередко прибегают к случайным источникам, как правило, получая по интересующим их вопросам неверное, искаженное представление. В связи с этим совершенно очевидно особое значение полового воспитания в общей системе воспитания подрастающего поколения.
В половом воспитании можно условно выделить несколько этапов. Детям дошкольного возраста необходимо прививать элементарные гигиенических навыки и правила поведения. Важное значение имеет закаливание организма ребенка, т. к. правильное половое развитие тесно связано с общим физическим развитием. При уходе за детьми надо, в частности, устранять раздражающие воздействия на так наз. эрогенные зоны (см. Половая жизнь). В связи с этим следует избегать неудобной, тесной одежды, предупреждать или своевременно устранять глистные заболевания. Очень важно обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимным уважением и любовью. Родители должны поддерживать в детях появляющееся обычно в этом возрасте желание помочь в домашней работе, требовать от мальчиков чтобы они помогали девочкам выполнять задания, связанные с физической нагрузкой и т. п.
Большую роль в половом воспитании играет загруженность детей работой, определенными обязанностями дома и в школе. К. Д. Ушинский указывал на то, что стремление некоторых родителей оградить своего ребенка от труда и любой ответственности, создать максимум благ и минимум трудностей приводит к моральному притуплению, скуке, погоне за низменными наслаждениями. Он писал, что «без труда, без этой узды сердце предоставленное необузданности своих стремлений, сбивается с дороги и, если оно порывисто и возвышенно, быстро достигает бездонней пропасти ничем неутолимой скуки и мрачное апатии; если же оно мелко, то будет погружаться день за днем, тихо и незаметно в тину мелких недостойных человека хлопот и животных инстинктов».
В возрасте 2—3 лет у детей постепенно формируется сознание принадлежности к определенному полу. И как следствие естественного процесса познавания окружающего мира, появляются зачатки интереса к вопросам пола. Это выражается в многочисленных вопросах, которые дети неизбежно задают родителям, подчас повергая их в смущение, ставят в затруднительное положение. На вопросы детей дошкольного возраста, интересующихся «тайной» появления детей на свет, в т. ч. и самого себя (вопросы типа «откуда я взялся?»), следует отвечать просто и доступно, не детализируя, не прибегая к вымыслу и сказкам об «аистах», «капусте» и т. п. Излишнее разъяснение может пробудить в детях интерес к тем сексуальным подробностям, о которых они не подозревали и, естественно, не упрашивали. Дети младшего возраста довольствуются ответами матери: «Я родила тебя в роддоме» или «Ты вырос у меня в животике». В то же время отказ отвечать на эти вопросы обычно лишь подогревает интерес ребенка к теме, заставляет искать ответа у более «осведомленных» старших товарищей. Что касается вымыслов и сказок, то рано или поздно наступает разоблачение этих уловок и как следствие возникают недоверие детей к родителям и дальнейшее активное стремление «просветиться» относительно таинственной и тщательно скрываемой от них стороны жизни. Для объяснения факта рождения детей ребенку дошкольного возраста можно привести сравнение из жизни животных. Если дети случайно становятся свидетелями рождения, напр., котят, надо обратить их внимание на ярко выраженные материнские инстинкты кошки, позволить им ухаживать за котятами. Важно добиться у ребенка уважения ко всему, что связано с рождением, в первую очередь почтительного отношения к матери. Все эти, казалось бы, несложные объяснения и воспитательные меры надо проводить в соответствующем возрасте; упустить время — значит способствовать появлению у детей недоверия и критического отношения к родителям.
В младшем школьном возрасте педагогической задачей родителей является учет физиологических и психологических особенностей детей на этом этапе развития. Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиками и девочками в этом периоде важно формировать такие нравственные качества, как стыдливость, сдержанность, готовность всегда оказать помощь и т. п. Установлению здоровых отношений между мальчиками и девочками способствуют организуемые взрослыми совместные посещения музеев, театров, походы и другие мероприятия, вследствие которых формируются взгляды и интересы.
Младшие школьники часто не обладают необходимым минимумом сведений о поле. Родителям, обнаружившим это, следует без смущения довести до сведения ребенка «тайну» его рождения, не прибегая к вымыслу и разъяснив ему, что теперь он «не маленький» и все может понять. Отмечено, что в этом возрасте дети воспринимают сведения о поле так же спокойно, эмоционально нейтрально, как и любую другую информацию. Родителям тоже значительно легче дать эти сведения детям в этот период, чем спустя 2—4 года, когда они вступят в период полового созревания с его гиперсексуальностью и выраженной эмоциональной заинтересованностью по отношению к вопросам пола.
Нередко у детей младшего школьного возраста (так же, как и дошкольного) может возникать чувство симпатии, достигающее степени «влюбленности» и обычно направленное на старшего, как правило, красивого и сильного человека. При этом дети стремятся быть ближе к этому человеку, ласкаются, ухаживают за ним. В таких случаях не следует фиксировать внимание ребенка на подобной влюбленности. Надо постараться переключить его на новые интересы, книги, игры и т. п. Обычно такая влюбленность со временем проходит сама собой.
Половое воспитание в период полового созревания должно учитывать в первую очередь происходящие в это время изменения в организме и личности подростка. Девочки вступают в подростковый период в 10—12 лет, а мальчики в 12—14 лет. Этот возраст характеризуется интенсивным обогащением внутреннего мира подростков, усилением функции эндокринных желез, особенно половых, способствует постепенному пробуждению полового влечения. У детей появляются также черты взрослости: стремление к самостоятельности, самоутверждение, желание добиться того, чтобы взрослые считались с ними. В личности подростка особенно выражена дисгармония между процессом полового созревания, проявлением полового влечения и уровнем зрелости. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы правильное представление о половом развитии и гигиенических навыках подросток получил от родителей, а не от случайных знакомых. Прежде всего в период полового созревания девочку следует подготовить к тому, что у нее появятся менструации (см. Менструальный цикл), а мальчика — к появлению поллюций. Матери должны научить девочек правилам туалета при менструации, ведению менструального дневника, рассказать о физиологии этого явления, об одежде, питании и режиме в этот период. Мальчики должны знать, что поллюции — это закономерное, естественное явление, при котором необходимо соблюдение элементарных правил гигиены.
В период полового созревания надо оберегать подростков от преждевременного пробуждения чувственности, и в этом решающую роль играют условия жизни подростков в семье, в школе, на улице. Нездоровая атмосфера в семье (пьянство, брань, безнравственное поведение взрослых) формирует распущенность, цинизм.
Возбуждающе действуют на детей эротические сцены в кино и в жизни, а также неконтролируемое чтение соответствующей литературы. Вредное влияние оказывает также предоставленная детям возможность подолгу нежиться в постели; совершенно недопустим алкоголь, крайне пагубно влияющий на формирующийся организм подростка.
Предупредить раннее появление полового чувства вовсе не значит подавить половое чувство вообще. Основная цель полового воспитания подростков — научить их управлять половым чувством, воспитать в них моральную устойчивость ко всякого рода развращающим влияниям. Необходимо правильно организовать жизнь подростков до наступления половой зрелости, чтобы подготовить их к тому моменту, когда возникнут реальные возможности удовлетворения полового влечения. Половое воспитание подростков старшего школьного возраста, юношей и девушек, окончивших школу, включает раскрытие нравственных, социальных и гигиенических аспектов взаимоотношения полов, ознакомление с основами гигиены и физиологии половой жизни, гигиены брака.
В этот период у девушек возникает желание нравиться окружающим и в первую очередь мужчинам, стремление к сопереживанию, любви и ласке. Они много заняты своей внешностью. Усиливается интерес к «тайнам» любви. Юноши присматриваются к девушкам, стараются выглядеть взрослее, в связи с чем нередко перенимают привычки взрослых, в т. ч. и вредные (курение, употребление алкоголя). Прежние привязанности мальчиков к друзьям и девочек к подругам отступают обычно на второй план. Возникающие неясные желания молодые люди не всегда могут подавить, чувствуют себя неловко в обществе сверстников противоположного пола. Поэтому важно тактично помочь им в этой сложной для них ситуации. При правильной организации режима в этот период, если жизнь молодых людей заполнена увлекательными делами, пронизана доброжелательным отношением друг к другу, чрезмерного интереса к вопросам пола не возникает. В связи с этим исключительное значение приобретает воспитание в каждом молодом человеке разносторонних интересов. Следует активно пропагандировать занятия физкультурой и спортом, которые способствуют гармоническому развитию его организма, воспитанию ценных волевых качеств.
Добавить комментарий