Психическое развитие ребенка
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА. Развитие психики ребенка — процесс созревания и усложнения психических функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов — наследственно-биологических и социальных (воспитания, обучения и др.). Психика ребенка находится в непрерывном развитии, которое протекает не всегда равномерно: периоды относительно медленного, постепенного созревания сменяются периодами бурного развития. Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физиологическими и психологическими особенностями ребенка, появлением новых социальных потребностей и определенным характером взаимоотношения с окружающей средой.
В процессе развития ребенка постепенно углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение ребенка к окружающему, происходит становление личности. Отдельные психические функции созревают последовательно и поэтапно:
первый этап — развитие основных двигательных функций — от момента рождения до 1 года;
Второй-развитие более сложных двигательных функций и созревание чувственной сферы — от 1 года до 3 лет;
третий — созревание эмоциональной сферы — от 3 до 12 лет; четвертый — созревание мыслительной деятельности — после 12 лет. Выделение этапов не означает, что формирование каждой психической функции начинается и завершается в строго очерченные периоды времени. Новое психическое качество, новая функция начинают формироваться на предшествующих этапах развития, задолго до начала того этапа, на котором они созревают. В связи с этим выделение последовательных этапов психического созревания является в известной мере условным.
На первом этапе развития психики ребенка происходят преимущественное созревание и дифференциация двигательных функций. Реакции ребенка в первые дни, недели его жизни — преимущественно двигательные (крик, двигательное беспокойство и т. п.). Они возникают в ответ на любые раздражители — холод, голод, резкое изменение положения тела. Начиная с 3—4-месячного возраста деятельность ребенка принимает преимущественно игровой характер, во время игры своими ручками, ножками у него появляются первые эмоции. В то же время эти игровые действия создают предпосылки для постепенного формирования у него представлений о своем теле. По мере совершенствования двигательных навыков создаются условия для усложнения игровой деятельности, малышу становится доступным обращение с различными предметами.
Параллельно с совершенствованием двигательных функций развивается эмоциональная сфера ребенка. У него появляются элементарные чувства и эмоции буквально с первых дней жизни. Раньше всего — отрицательные эмоции, возникающие в ответ на неблагоприятные воздействия (понижение температуры окружающей среды, переполнение кишечника или спазмы пустого желудка, шум, крик окружающих и т. п.). Если на самых ранних этапах жизни эмоции имеют безусловнорефлекторную природу (т. е. возникают в ответ на воздействие жизненно важных раздражителей), то уже со 2—3-го мес. жизни некоторые эмоциональные реакции приобретают условнорефлекторный характер (см. Рефлексы). Так, приближение матери, появление бутылки с молоком вызывают у ребенка положительную эмоциональную реакцию; первая улыбка как выражение положительной эмоции может наблюдаться уже на 2-м мес. жизни. К 6—7-му мес. жизни малыш испытывает радостные эмоции при виде игрушек; в 9—10-месячном возрасте он способен проявлять эмоции, схожие с чувством ревности, при обращении взрослых к другому ребенку; у него появляется чувство удивления, которым он реагирует на новое, необычное явление. что свидетельствует о начале познавательного отношения к окружающему, о развитии памяти.
Необходимая предпосылка становления познавательной деятельности — способность сосредоточивать внимание. К концу 1-го мес. жизни ребенок лишь в течение нескольких секунд может следить за ярким предметом, а уже через несколько месяцев он способен довольно долго задерживать свое внимание на предмете. Однако способность сосредоточивать внимание еще крайне слабая, объем его узок, оно нестойкое.
На втором этапе развития психики двигательные реакции в процессе своего усложнения и дифференциации становятся основой для формирования у ребенка психомоторных актов, которые все больше приобретают осознанный характер. В этом возрасте различные манипуляции с игрушками заключают в себе элементы не только целенаправленных движений, но и сознания (т. е. отношения ребенка к окружающей среде).
Начало второго этапа характеризуется переходом ребенка из горизонтального положения в вертикальное (ребенок начинает самостоятельно стоять, ходить), что создает предпосылки для резкого качественного сдвига в его развитии. Становление функции ходьбы, возможность самостоятельного передвижения резко увеличивают объем получаемых ребенком информации и впечатлений об окружающей его среде, расширяют возможности общения с людьми.
Важнейшую роль в развитии психики на этом этапе играет овладение речью. Появление речи существенно влияет на формирование других психических функций — познавательной деятельности, эмоциональной сферы и др. Так, для развития и усложнения эмоциональной сферы весьма существенное значение имеет словесная оценка взрослыми своего отношения к ребенку и его действиям. Очень важно, чтобы словесная оценка «это хорошо, а это плохо» подкреплялась соответствующими жестами, мимикой, интонациями, т. к. в этом возрасте слово, лишенное эмоциональной окраски, не воздействует на ребенка. Развивается воля — стремление получить желаемое, появляется настойчивость. Возраст 3 года иногда называют возрастом первого упрямства. А упрямство — это противопоставление своих желаний и отстаивание их. Иными словами, ребенок начал осознавать себя, свое Я как личность.
На 2—3-м году жизни развиваются уже элементарные эстетические чувства, а также познавательные эмоции; чувство удивления, характерное для годовалого ребенка, сменяется любознательностью, что обусловливает появление столь характерного пя этого этапа множества вопросов, задаваемых малышом.
На третьем этапе змоцин становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее малодифференцированное радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности — складывается система эмоциональных отношений. Развиваются познавательные эмоции формируются высшие, нравственные эмоции — чуткость, забота, чувство дружбы и товарищества, долга и т. п.
Наряду с постепенным усложнением и созреванием эмоциональной сферы развиваются другие психические функции — восприятие, память и внимание, двигательная сфера, воля. Уже на втором и третьем этапах развития закладываются основы мыслительной деятельности ребенка; формируются простые, а затем более сложные понятия и суждения.
Четвертый этап развития психики характеризуется тем, что именно в этот период происходит основное формирование мыслительной деятельности ребенка. Ребенок уже может иметь самостоятельные суждения, строить в уме предварительный логический план своих действий и поступков, анализировать факты, делать умозаключения. Он свободно оперирует абстрактными понятиями и категориями. На смену преимущественно чувственным формам познавательной деятельности постепенно приходит логическое мышление, индивидуальное сознание все больше приобретает черты сознания коллективного, общественного. Именно в этом периоде окончательно формируются высшие человеческие эмоции — познавательные, эстетические, нравственные.
Психика ребенка развивается неравномерно. иногда наблюдаются резкие сдвиги, внезапное появление качественно новых особенностей. Любые отклонения от нормы, как замедление созревания, так и ускоренное развитие, требуют консультации специалистов. В биологическом и психическом развитии ребенка выделяются три критических периода: 3—4 года. 7—8 лет и 12—14 лет. Бурно протекающее физическое и психическое развитие в эти периоды часто вызывает резкое напряжение деятельности почти всех функциональных
Добавить комментарий