Расстройства речи
Расстройства речи в детском возрасте чаще связаны с нарушением ее формирования, а у взрослых наблюдаются расстройства уже сформированной речи. Расстройства развития речи проявляются запаздыванием возникновения фразовой речи до 3—3 1/2 лет; в отдельных случаях речь с запаздыванием формируется правильно, и в дальнейшем никаких ее нарушений не выявляется. Если же речь не формируется и после 3—31/2 лет, возникает недоразвитие ее — алалия. Причинами алалии являются: недоразвитие речевых областей головного мозга или их поражение во внутриутробном периоде или в первые месяцы жизни, врожденное снижение слуха (тугоухость, глухота), нарушения развития речедвигательного аппарата (напр., врожденное отсутствие языка и т. п.). Более легкие нарушения развития речи обычно связаны с неправильным формированием артикуляции, т. е. произнесением речевых звуков, что может быть обусловлено врожденными изменениями в полости рта (короткая уздечка языка, расщепленное мягкое небо, заячья губа и т. п.), частичным снижением слуха, невротическими расстройствами, неправильным речевым воспитанием. К этой группе расстройств речи относятся: косноязычие — речь формируется невнятной, с пропусками и неправильным произнесением отдельных звуков (чаще шипящих, «р» и «л»); гнусавость — носовой оттенок голоса с искажением произнесения отдельных звуков; тахилалия — чрезмерно быстрая речь, к-рая в связи с этим утрачивает четкость; заикание — нарушение плавности речи с непроизвольными кратковременными остановками или навязчивыми повторениями звуков. Очень часто неправильному формированию речи у ребенка способствуют перенесенные тяжелые заболевания или неблагополучная ситуация в семье (алкоголизм, семейные конфликты и др.).
У взрослых нарушения речи обычно связаны с поражением головного мозга вследствие нарушения мозгового кровообращения (инсульты), черепно-мозговых травм, инфекций (менингиты, энцефалиты). Поражение речевых центров коры приводит к нарушению речи, называемому афазией. При поражении двигательного речевого центра развивается моторная афазия: больной не может говорить, но хорошо понимает обращенную к нему речь; при поражении распознающего (анализирующего) речевого центра — сенсорная, при которой способность говорить сохраняется, но утрачивается понимание речи. Различают также аграфию — потерю способности писать и алексию — утрату способности читать (непонимание текста). Характерно, что афазия, аграфия и алексия не сопровождаются нарушением способности пережевывать, проглатывать пищу, произвольные движения языка, губ сохраняются, нарушается лишь их способность согласованно участвовать в речевых движениях. Нарушение деятельности отдельных групп мышц, входящих в состав речедвигательного аппарата, приводит к возникновению дизартрии — расстройству артикуляции вследствие неправильного движения языка, губ или афонии (потеря звонкости голоса) — нарушение звучания голоса вследствие неправильной работы мышц гортани и мягкого неба. Дизартрия и афония часто возникают при поражении центров ствола головного мозга или черепных нервов.
Лечение расстройств речи различно в зависимости от их характера и вызвавшей причины. У детей его проводят совместно педиатр и невропатолог, исправление недостатков речи — логопед. Нередко требуется и участие врачей других специальностей — стоматолога (исправление неправильного прикуса и других нарушений в полости рта), хирурга (лечение расщеплений верхней губы и неба), оториноларинголога (своевременное исправление дефектов слуха) и др. Родители должны своевременно обратить внимание на задержку развития или дефект формирования речи и обратиться к врачу.
Добавить комментарий