Утомление
Утомление— физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности.
Нередко как синоним утомления употребляют термин «усталость», хотя это неравнозначные понятия: усталость — субъективное переживание, чувство, обычно отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т. е. без реального утомления.
Утомление может появиться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений.
Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум, пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе).
Сроки возникновения утомления зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных групп мышц; менее утомительны ритмичные движения.
Важную роль в появлении утомления играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального подъема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости.
Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон. Интенсивный умственный труд может вести к развитию неврозов, которые возникают чаще при сочетании умственного переутомления с постоянным психическим напряжением, физическим изнурением и т. п.
Утомление наступает быстрее у лиц, перенесших тяжелые заболевания. Сравнительно незначительная и непродолжительная нагрузка вызывает у них головную боль, одышку, сердцебиение, потливость, чувство слабости,работоспособность быстро падает, а восстанавливается медленно. В этих случаях необходимы щадящий режим труда и более длительный отдых.
У детей в связи с анатомо-физиологическими особенностями организма утомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности (напр., при вынужденном бодрствовании у детей грудного возраста, во время сидения за партой в школе). Неправильный режим дня, однообразные занятия, излишние развлечения также быстро приводят к утомлению. При повышенных нагрузках (занятия в двух школах, нескольких кружках и т. п.) утомление легко переходит в переутомление.
Признаки утомления у детей часто проявляются нарушением поведения: они становятся неусидчивыми, невнимательными, на уроках разговаривают, нарушают дисциплину. При этом правильная оценка их состояния затруднена из-за отсутствия у них каких-либо жалоб.
В некоторых случаях, особенно после перенесенных заболеваний, дети становятся вялыми, пассивными медлительными. Они чувствуют разбитость, слабость, головные боли при умственном напряжении. Нередко утомление может быть не только следствием перенесенных заболеваний, но и их предвестником. Во всех случаях быстрого утомления ребенка, не связанного с предшествовавшими заболеваниями или интенсивными умственными и физическими нагрузками, следует обратиться к педиатру.
Действенным средством длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм труда. Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем неритмичная работа той же тяжести. Важное средство борьбы с переутомлением — рациональная смена труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня кратковременных перерывов Регламентированные перерывы в работе особенно эффективны в сочетании с производственной гимнастикой — так наз. активный отдых, особенно при выполнении работы сидя .
Добавить комментарий