Медицина

МЕДИЦИНА — система научных знаний и прак­тической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болез­ней человека. Для выполнения этих задач медицина изучает строение и процессы жизнедеятельно­сти организма человека в норме и при патоло­гии; факторы природной и социальной среды в аспекте их положительного или отрицатель­ного влияния на состояние здоровья людей; соб­ственно болезни человека (их причины, меха­низмы возникновения и развития, признаки), а также возможности использования различных физических, химических, биологических фак­торов и технических устройств для предупре­ждения, обнаружения и лечения заболеваний. На этой основе разрабатываются рекомендации по наиболее рациональному образу жизни, режиму труда и отдыха, питанию; меры, обес­печивающие оптимальные гигиенические условия жизни, безопасные условия труда, рациональное воспи­тание, а также методы выявления, средства профилактики и лечения различных болезней.

Таким образом, круг интересов медицины охваты­вает все стороны жизни человека, что факти­чески превращает современную медицину в систему научных знаний о здоровье и болезнях челове­ка, о значимых для здоровья условиях его инди­видуальной и общественной жизни, в которой био­логическое и социальное выступают в диалек­тическом единстве. Социальные факторы вли­яют на уровень здоровья и физического разви­тия населения, нередко играют роль пускового механизма (обязательного или дополнитель­ного условия) возникновения и развития того или иного патологического процесса. Биол. последствия воздействия неблагоприятных факторов социальной среды во многом определяются состоянием организма: в одних случаях орга­низм средствами биол. защиты полностью нейт­рализует или значительно ослабляет их пато­генное действие, в других — неблагоприятные социальные условия создают возможность для реализации имеющейся предрасположенности к болезни или проявлений функциональной неполноценности организма. Благоприятные социальные условия, положительно влияя на состояние здоровья отдельных людей и населе­ния в целом, способствуют увеличению продол­жительности жизни и активной трудоспособно­сти, снижению заболеваемости и смертности, предупреждению возникновения и даже ликви­дации опасных заболеваний.

Медицинская деятельность, направленная на преду­преждение болезней, спасение жизни человека, избавление его от страданий или облегчение их, является непосредственным воплощением гума­нистических идей: она призвана служить здо­ровью и счастью людей. Тысячелетиями выра­батывались гуманистические принципы медицины, согласно которым лица медицинской профессии не имеют права причинять вред здоровью человека, обре­кать больного на гибель, использовать его бед­ственное положение в целях обогащения.

Общеизвестно, что характер и содержание медицинских представлений и медико-гигиенической деятельности зависят от уровня экономичес­кого развития общества, господствующего мировоззрения, состояния культуры, естество­знания и техники. Уровень экономического раз­вития общества определяет и основной тип патологии. Так, для древних цивилизаций и феодального общества характерно преоблада­ние инфекционных болезней, распространение которых нередко принимало форму эпидемий и панде­мий. Врачи древности, эпохи Возрождения и Нового времени уделяли много внимания изуче­нию клиники, причин возникновения и распро­странения эпидемических болезней, поискам средств их лечения, разработке противоэпиде­мических мероприятий. Однако лишь с разви­тием торговли и капиталистического производ­ства, ростом экономического потенциала обще­ства и заинтересованности в сохранении рабо­чей силы возникли реальные возможности для осуществления систематических Тпротивоэпидемических и санитарно-гигиенических меропри­ятий. В результате в экономически развитых странах ведущее место в структуре заболевае­мости и смертности с первой четверти 20 в. занимают сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования, травмы, болезни органов дыхания и нервно-психические расстройства, тогда как заболеваемость инфек­ционными и паразитарными болезнями резко снизилась.

С развитием промышленности стал распро­страняться новый тип патологии — профессио­нальные болезни, связанные с неблагоприят­ным воздействием на организм различных физических и химических факторов промыш­ленного производства. Начиная с 17 в. исследо­вания в области профессиональной патологии и гигиены труда приняли систематический харак­тер. Одной из ведущих проблем медицины 20 в. стали аллергические болезни, распространение которых связывают с широким внедрением в быт и производство большого количества разно­образных химических веществ и соединений, особенно искусственного происхождения, а также с загрязнением окружающей среды про­мышленными выбросами. Естественно, что тематика научных исследований и направлен­ность практической медико-гигиенической деятельности в различных странах мира опреде­ляются прежде всего преимущественным типом патологии. Так, усилия мед. науки и националь­ных служб здравоохранения развитых стран направлены в первую очередь на решение проб­лем кардиологии, онкологии, неврологии, пси­хиатрии, охраны окружающей среды и связан­ных с ними теоретических, клинических, гиги­енических и организационных вопросов  медицины, а службы здравоохранения развивающихся стран сосредоточивают внимание на проблемах борьбы с инфекционными и паразитарными болезнями.

Экономический строй общества воздей­ствует на состояние медицинской науки и прак­тики как непосредственно, так и через гос­подствующую идеологию и культуру. Госпо­дствующее мировоззрение формирует и опреде­ляет содержание естественнонаучных и меди­цинских представлений, соответствующих им форм и приемов практической медицинской деятельности. Так, наивным фантастическим представлениям древнего человека, наделяв­шего сверхъестественными свойствами различ­ные неодушевленные предметы (фетишизм), соответствовала вера в их влияние на здоровье, в способность вызвать болезнь и исцелить от нее. Пережитки фетишизма (вера в амулеты, талисманы) долго сохранялась как атрибут более сложных религиозных представлений Целительным свойствам таких предметов, «по­казаниям» к их применению, способности аму­летов и талисманов охранять своих владельцев от болезней врачи древности и средневековья посвятили многочисленные трактаты. На ста­дии доклассового общества появилась вера в духов и демонов, влиянию которых на человека или вселению в него приписывалось возникно­вение болезни. На основе этих представлений возникла так наз. демонологическая медицина, разработавшая систему обрядовых действий, направленных на изгнание «духов болезни», а также систему мистических взглядов на при­чины и условия их вселения. Демонологические представления о причинах возникновения болезней в форме «гнева богов», «наказания за грехи» или «дьявольского наваждения» сохраня­лись в медицине при идеологическом господстве всех религий, а молитва, пост и покаяние вплоть до 18 в. даже в развитых странах считались необ­ходимым дополнением к рациональным врачеб­ным назначениям.

Идеология политеизма, рассматривавшая пантеон богов как целостную систему, и идея всеобщей одушевленности материи (гилозоизм) послужили основой для натурфилософских и космогонических теорий, исходящих из пред­ставлений о единстве мира, возникшего и суще­ствующего в результате взаимодействия огра­ниченного числа противоборствующих стихий и элементов. На основании этих представлений развилось гуморальное учение о четырех соках организма, которые находятся в постоянном дви­жении, то борясь, то поддерживая друг друга, и от характера смешения которых зависят состояние здоровья и болезни. Стихийный материализм и диалектические идеи, содержащиеся в космого­нических теориях древнегреческих философов, определили материалистическую направлен­ность школы Гиппократа, его представления о целостности организма, учение об этиологии, основанное на признании материальной при­чины болезни, использование исключительно рациональных средств и приемов в терапии и т. п.

Идеология феодализма (монотеистические религии) с присущим ей догматизмом, верой в бессмертие души, замкнутой концентрической картиной мира послужила основой для схола­стической медицины средневековья с ее прене­брежительным отношением к чувственному познанию, заменой опыта приверженностью традициям и книжным авторитетам, склонно­стью к формальной систематизации, отвлечен­ному теоретизированию, а также для возрожде­ния и развития астральных и магических пред­ставлений. Благодаря этому стало возможным превращение учения Галена, хотя и сыгравшего важную роль в развитии медицины, но методологи- тески непоследовательного, в галенизм — систему догматических анатомо-физиологических положений, господствовавших в теорети­ческой медицине на протяжении тысячелетия.

Потребности развивающегося капиталисти­ческого производства обусловили возникнове­ние опытного знания. Чисто религиозное пред­ставление сменяется идеологией механистичес­кого материализма, на базе которой развиваются механистические представления о жизнеде­ятельности и патологии человека, наиболее ярко проявившиеся в физиологии Р. Декарта, деятельности ятромехаников, концепции Ж. Ламетри о «человеке-машине». Одновременно как результат неудовлетворенности ограничен­ностью и метафизичностью механизма полу­чают развитие дуалистические медицинские теории: учение об археях Й. Ван-Гельмонта и других ятрохимиков, анимизм Г. Шталя, системы Ф. Гоффманна, У. Куллена, Дж. Броуна и другие идеалистические представления, наиболее влиятельным из которых в 18 в. стал витализм.

Естествознание — основа медицины. Естественные науки вооружили медицину эксперимен­тальными и теоретическими данными о законо­мерностях развития процессов, происходящих в природе и в организме человека, а также объ­ективными методами исследования. Так, уче­ние об электричестве послужило основой для возникновения и развития электрофизиологии, разработки и внедрения существующих методов электродиагностики, электролечения. Дости­жения гидростатики, гидродинамики и реоло­гии создали условия для изучения процессов гемодинамики и микроциркуляции, позволили получить важные для практической медицине сведе­ния о механизмах возникновения и возможно­стях диагностики различных гемодинамических нарушений. Результаты исследований в области оптики послужили основой создания физиоло­гической оптики, являющейся в свою очередь теоретической базой для современной офталь­мологии. В результате открытия и изучения различных видов ионизирующего излучения медицины обогатилась методами лучевой диагностики и терапии. На основе достижений генетики, био­логической химии и молекулярной биологии выявлены дефекты в молекулах белков и ами­нокислот, лежащие в основе возникновения ряда наследственных болезней.

По мере расширения и углубления знаний об интимных механизмах жизнедеятельности, про­цессах возникновения и развития патологических измене­ний в организме все большее значение для медико-биологических исследований, диагно­стики и лечения приобретают технические средства. Общеизвестна роль микроскопии в возникновении и развитии гистологии, патоло­гической анатомии, бактериологии и других основополагающих медико-биологических наук. Усовершенствование оптических систем микроскопов, микроскопической техники, осо­бенно создание электронного микроскопа, позволили изучить строение биол. объектов на молекулярном и субмолекулярном уровнях, наблюдать нарушения, обусловливающие воз­никновение и развитие патологических процессов.

В современных условиях научно-техническая революция оказывает огромное преобразу­ющее влияние на медицину. Достижения техники чрез­вычайно расширили возможности исследования организма здорового и больного человека, при­вели к созданию принципиально новых путей и методов диагностики и лечения. На основе использования электроники разработаны и при­меняются новые методы регистрации и управ­ления функциями органов и систем (напр., электростимуляция позволяет управлять рит­мом больного сердца). Аппараты искусствен­ной почки, искусственного дыхания, искус­ственного кровообращения выполняют функ­ции соответствующих органов и систем, напр., во время операций на сердце или при острой почечной недостаточности. Активно разви­вается медицинская кибернетика. Особое значение при­обрела проблема программирования дифферен­циальных признаков и использования ЭВМ для постановки диагноза. Применение ультразвука обогатило М. новыми методами диагностики состояния плода, эхоэнцефало- и эхокардиографии, хирургического лечения пораженной кост­ной системы. Технический прогресс сопрово­ждается созданием новых отраслей медицины. Так, полеты человека на космических кораблях привели к развитию космической медицине как са­мостоятельного научно-практического комп­лекса.

По мере накопления знаний о строении, функциях и патологии отдельных органов и систем, о диагностических признаках, способах профилактики и лечения отдельных болезней происходил процесс дифференциации медицины, выде­ления самостоятельных разделов и медицинских спе­циальностей. Неизбежность этого процесса определяется стремительным ростом объема знаний как в области фундаментальных медико-биологических наук (морфология, физиология, биохимия, генетика и др.), так и в сфере диагно­стики и лечения заболеваний, что требует от врача глубокого изучения предмета своей спе­циальности и овладения многими техническими приемами диагностики и лечения. В этом отно­шении дифференциация медицина сыграла и продол­жает играть положительную роль, способствуя более глубокому и детальному изучению отдельных проблем медицины. Однако продолжаю­щееся расчленение когда-то единой медицины имеет и свои отрицательные стороны. Одна из них — это известная разобщенность, фрагментар­ность общетеоретических представлений, ослабление внимания к принципиальным вопро­сам общей патологии и другим проблемам, которые необходимо разрабатывать не столько в прикладном, сколько в принципиальном, стра­тегическом плане. Все более узкая специализа­ция и технизация медицины, отрыв отдельных мед. спе­циальностей друг от друга выдвигают на пере­дний план проблему сохранения единства меди­цины, которая в современных условиях решается с помощью мед. образования, программно-целевого объединения научных исследований, а также массового выпуска научно-справочных и энциклопедических трудов общемедицинского профиля.

Вполне удовлетворительной классификации мед. знаний до настоящего времени не создано. Согласно наиболее принятой из них, медицина как область научных знаний условно подразделяют на три группы: медико-биологические дисци­плины; клинические дисциплины; гигиена, микробиология, эпидемиология и другие дисци­плины преимущественно медико-социального и гигиенического характера.

Медико-биологические дисциплины выхо­дят за рамки собственно медицины и в основном явля­ются частью соответствующих биологических наук. К ним относятся анатомия человека, гистология, цитология, изучающие нормальное строение тела человека (на любом уровне — от организменного до молекулярного); физиоло­гия, которая исследует функции здорового орга­низма; патология, изучающая закономерности возникновения, развития и течения болезнен­ных процессов, которая в свою очередь делится на патологическую анатомию и патологическую физиологию. Химические и физические сто­роны физиологических и патологических про­цессов — предмет изучения биохимии и биофи­зики. Фармакология и токсикология исследуют влияние на организм лекарственных средств и различных токсических веществ. В эту же группу входят медицинская микробиология (бактериология и вирусология) и паразитоло­гия, изучающие возбудителей инфекционных болезней; медицинская генетика, к-рая исследует явления наследственности и изменчивости в их связи с патологией человека.

Группа клин. дисциплин, изучающих болезни человека, методы их распознавания, лечения и предупреждения, особенно обширна. Она включает терапию (внутренняя медицина, внутренние болезни), разделами которой явля­ются кардиология, ревматология, пульмоноло­гия, нефрология, гастроэнтерология, гематоло­гия; инфекционные болезни, клиническую  эдокринологию, гериатрию, педиатрию; невропатологию, пси­хиатрию, дерматологию и венерологию, курор­тологию, физиотерапию и лечебную физичес­кую культуру, медицинскую радиологию, рент­генологию, стоматологию, акушерство и гине­кологию, хирургию, травматологию и ортопе­дию, анестезиологию и реаниматологию, онко­логию, урологию, офтальмологию и т. д.

Группа медико-социальных и гигиенических дисциплин, изучающих воздействие окружа­ющей среды на организм и меры улучшения здоровья населения, включает социальную гигиену и организацию здравоохранения, общую гигиену, гигиену детей и подростков, гигиену питания, труда, коммунальную, радиа­ционную гигиену, эпидемиологию, медицин­скую географию и т. д.

Условность приведенной выше классифика­ции мед. дисциплин подчеркивается следу­ющими моментами: социальные аспекты свой­ственны любой мед. дисциплине; традиционный для медико-биологических дисциплин экспери­ментальный метод исследования давно вошел в практику клинических и гигиенических дисци­плин; микробиология, отнесенная к третьей группе, тесно связана с эпидемиологией, слу­жит научной основой многих профилактичес­ких мероприятий и с равным правом может быть включена в группу медико-биологических дисциплин. Не укладываются в рамки указан­ных групп такие научно-практические ком­плексы, как военная медицина, авиационная и космическая медицина, спортивная медицина и др.

Являясь одной из древнейших областей общественной практики, медицина прошла долгий путь развития, накапливая и обобщая практиче­ский опыт, аккумулируя и используя достиже­ния естественнонаучной и общественной мысли. Каждый этап развития медицины характеризу­ется новыми теоретическими представлениями, клин, наблюдениями, практическими навыка­ми, а также расширением арсенала средств диагностики, предупреждения и лечения болез­ней. Даже в средние века в период господства догматических представлений об окружающем мире, строении и функциях человека, когда раз­витие естественнонаучной мысли преследова­лось, продолжалось накопление медицины позитив­ного опыта (в области хирургии, инфекционной патоло­гии, в проведении противоэпидемических мер, организации больничного дела). Т. о., история медицины — процесс непрерывного и прогрес­сивного развития и накопления знаний о строе­нии и функциях человеческого организма, болезнях человека и практических навыков по их обнаружению, предупреждению и лечению. Этот процесс продолжается и в наше время. Находясь в зависимости от уровня культуры, медицина в течение тысячелетий развивалась преимуще­ственно в так наз. очагах цивилизации, причем упадок или гибель той или иной цивилизации не означали утраты мед. приобретений и опыта. Преемственность составляет одну из важней­ших черт исторического развития медицины. В новых исторических условиях и на основе новых культурных, национальных и религиозно-философских традиций опыт прошлого пересматривался и дополнялся. И в этом отно­шении история медицины свидетельствует о том, что все народы мира внесли в сокровищницу мед. знаний определенный вклад, способствовали построению величественного здания современ­ной медицины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.